Круглякова Светлана Васильевна
Сайт учителя ИЗО

Круглякова Светлана Васильевна. Сайт учителя изобразительного искусства

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Открытые уроки

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Открытое интегрированное занятие по декоративно-прикладному искусству и истории искусств "Куклы - обереги"19. 05. 2009. Я проводила это занятие в детской школе искусств №3. План урока и его видеозапись отправили на городской конкурс. Для себя неожиданно заняла первое место в городе.

МОУ ДОД «ЧДШИ №3»

План – конспект  интегрированного урока по
декоративно-прикладному искусству и истории искусств

Преподаватель: Круглякова Светлана Васильевна

Отделение – художественное.      Класс -3    Дата: 19 мая 2009 г.
                       
Тема урока: Куклы обереги.

Продолжительность урока: 1 час 30 минут (спаренный урок по 45 мин).

Цели урока:

развивающая: Воспитание в учениках любви к Родине, ее истории и национальной культуре.
Приобщение к традициям семейного уклада наших предков.

дидактическая: Знакомство учащихся с многообразием традиционных русских кукол – оберегов.
воспитывающая: Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.

Задачи урока:
• Сформировать понятие о народной кукле, ее разновидностях и типах.
• Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки.

Вид урока: комбинированный – Теоретическая часть и практическая работа.
Объект работы: Кукла – закрутка, выполненная из натуральных тканей без использования иголки.

Материально-техническое оснащение:
• Компьютер с комплектацией, проектор, экран;
• Куклы различных типов;
• Хлопчатобумажная  ткань различных расцветок и белая, суровая нить, зубочистка, вата или синтепон для набивки, суровая нитка, обрезки тесьмы или кружева.
• Рабочие тетради.

Зрительный ряд: Презентация PowerPoint о разновидностях кукол- оберегов и последовательности изготовления некоторых кукол.
Музыкальный ряд: «Свистопляска», «Веснянка» - группа «Ветер воды».

Структура урока:
1. Организационный момент                                                   1-2 минуты.
2. Рассказ учителя с демонстрацией презентации и готовых кукол. Краткие записи в тетради                                               30 -35 минут.
3. Закрепление изученного материала                            10 – 15 минут.
4. Практическая работа.                                                     25 – 30 минут.
5. Подведение итогов.                                                               3 – 5 минут.
6. Домашнее задание.                                                                   3 минуты.

Ход урока:

Здравствуйте, садитесь.
Сегодня у нас интегрированный урок по декоративно-прикладному искусству и истории искусств. За один урок мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приемы работы по изготовлению кукол – оберегов.
С самого раннего детства вас окружают игрушки, большинство из них изготовлены на заводе. Чаще всего такие игрушки изготовлены из синтетических материалов, они имеют стандартную форму и окраску.
А вот игрушки, которые мы сейчас увидим, все разные, потому что они сделаны вручную.

Демонстрация слайда № 1
Закрутка - это то же самое, что и столбушка. В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка.
Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.
Краткая запись.
Демонстрация слайда  №2(далее- то же).

Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик - пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.
Демонстрация слайда  №3

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Демонстрация слайда  №4

Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи. Кукла сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась.
Демонстрация слайда  №5

Кувадки. В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. По верованиям наших предков, зарождение ребенка воспринималась как милость и расположение божественных сил, а с другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным. После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду».
Демонстрация слайда  №6

Неразлучники. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно двигать по «руке».
Демонстрация слайда  №7

Мартинчики. Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.
Демонстрация слайда  №8

Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит значит, то и образ, дающий этот обряд женский.
Демонстрация слайда  №9

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
Демонстрация слайда  №10

Мировое дерево соединяет три яруса мира. Корни - в нижнем мире. Ствол - в среднем, а ветви с плодами, цветами и птицами раскинулись вверху, в горнем ярусе. Нижний мир - Это обиталище змея, повелителя подземного царства и воды. Верхний мир -Это небо. Там царство света, солнца, небесных вод. Часто вверху на дереве - птица. Это солнце на самой вершине неба. Средний мир - Это земля. На ней живут люди и животные. Середина мирового дерева - это место встречи человека со Вселенной, с природой вокруг нас. Человек внутри, в центре мира. Но человек - это всего лишь часть большого целого!
Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты утром в день венчания. Когда пирог был готов, подруги невесты украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В центре пирога возвышалась воткнутая берёзовая рогатка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Как и другие магические свадебные атрибуты, рогатина из свадебного пирога имела глубокое символическое значение.
Демонстрация слайда  №11

День и Ночь — куклы-обереги жилища. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.
Демонстрация слайда  №12

В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы Кузьма и Демьян. Именины Кузьмы и Демьяна празднуются 14 ноября и называются осенние кузьминки. Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же и покровители ремесел — «рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел (поэтому тряпичные куклы одеты в фартуки) и женского рукоделия.
Демонстрация слайда  №13

На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.
Демонстрация слайда  №14

Рождественский ангел. Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу и другие нарядные ткани. Замечательна эта кукла простотой, быстротой, и что немало важно, дешевостью изготовления, при всем при этом, она достаточно нарядна и празднична.
Демонстрация слайда  №15

КУКЛА МОСКОВКА. Другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было.
Демонстрация слайда  №16

Эта куколка - оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок, кукле говорили: "Детки появились - пошла играй". Кукла должна демонстрировать сытое, богатое житье, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательно в обуви, тело - толстенькое (сытая девочка), личико маленькое, чтобы щеки толще казались. Настоящий оберег полностью набивается очесами льна.
Демонстрация слайда  №17

Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («ма-нья» - привидение, «манить» - лгать, обманывать).
По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Для защиты от сестриц - трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.
Демонстрация слайда  №18

Кубышка - Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.  Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
Демонстрация слайда  №19

Изготовление пасхальных кукол - «Вербниц» - работа более сложная, чем роспись пасхального яйца. Общая технология изготовления не отличается от общей технологии изготовления тряпичных кукол. Однако лицо и руки Вербницы делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение. Такая кукла считается подарком и может заменять собой пасхальное яйцо. Издревле такие куколки готовились всегда перед праздником.

Демонстрация слайда  №20

Веснянка. Сороки – День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. Троица - является одним из красивейших праздников наших предков. Он включает в себя песни, танцы, заклички, ритуальные действия. Кульминация праздника – уничтожение куклы – Веснянки, переход из весеннего времени в летнее.
Демонстрация слайда  №21

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
Демонстрация слайда  №22

Русские пчеловоды называют преподобного Зосиму - Пчельником и считают его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из древних стихов читаем: Попаси, Зосим Соловецкий, пчелок стаями, роями, густыми медами.
Есть в апреле такой день, когда пчел вывозят на пасеку. Изначально пресвятой Зосима был игуменом Соловецкого монастыря, возведенный в чин святого стал покровителем всех пчеловодов на Руси. В результате получился собирательный образ русского пчеловода по имени Зосима. В бороде у него запуталась пчела, еще две сидят на рубахе, четвертая - на посошке.

Демонстрация слайда  №23

В ноябре есть праздник - день Параскевы Пятницы. Святая Параскева Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу – Параскеву. Одевали куклу в русский народный женский костюм. На руки куклы девушки и женщины навешивали пояса, ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки, подушечку с иголками и т.д.
У каждой хозяйки раньше обязательно была кукла-работница Параскева, помогала в домашних хлопотах. Русская женщина часто говорит: — Как много дел, на все рук не хватает! Поэтому у Параскевы могло быть от восьми до шестнадцати рук, в каждой — какая-нибудь хозяйственная утварь.
Демонстрация слайда  №24

Куклы Барыни, Девки, бабы и т.п. Создание на Руси "домашних" тряпичных кукол нередко сопровождалось заговором, наделяющим творение колдовской силой. Чаще всего их делали для себя. Лишь изредка - на заказ и продажу. Существовали своеобразные кукольные торги: выбрав из большого количества тряпичного товара «свою», понравившуюся куклу, на место, где лежала избранница, люди клали выкуп ( деньги, вещи, продукты, ткани и т.п.). Ритуальную куклу славяне тщательно оберегали, отводя для нее особое место в избе. Обрядовые куклы были обязательным составляющим всех важных событий.
Этот магический предмет не имел лица. Безликая кукла - вещь неодушевленная. Подчеркивая это, наши предки верили, что никто не может причинить через нее вред живому человеку. Она несла в себе только доброе начало.
Демонстрация слайда  №25

Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла – «простоволосая». Вторая – “кукла с косой’’. Третья – “молодуха’’. Четвёртая – “кукла нарядная’’, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.
Демонстрация слайда  №26

Среди защитных кукол редкого, мужского образа интересен «Крестец». Чтобы при священном омовении 19 января злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготавливали куклу-заместителя (Крестец) и втыкали в снег на краю проруби. Для привлечения внимания духов к крестовине привязывали ленточки, в обряде ряжения участвовали в основном мужчины и молодые парни, поэтому кукла Крестец символизировала мужчину. В некоторых губерниях куколку Крестец окунали в прорубь. Девушки при изготовлении куклы Крестец загадывали желания и повязывали ленточки или ниточки на березовые ветки.
Демонстрация слайда  №27

Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие. известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Демонстрация слайда  №28

В семик наряжали чучела Семика и Семичихи. Семика изображали с горбом, одевали в тряпье, в руки давали худое ведро, палку, помело. Посадив Семика и Семичиху под на¬ряженную березку, водили вокруг них хороводы и ходили по деревне, стуча палкой о ведро, останавливаясь под окнами и выпрашивая муку, яйца, крупу, сметану, масло для приготовления праздничных троицких угощений. Этот обряд похож на зимние колядки. В Троицу, последний день семиковой недели, народ шел в рощу, на широкой поляне уст¬раивали пиршество, где главными гостями сажали Семика и Семичиху, водили хороводы, а затем под пение троицких песен со смехом и причитанием «хоронили» чучела — бросали в воду.
Демонстрация слайда  №29

Симеон столпник - обрядовая кукла. Также имеет название – Симеон  Летопроводец, Ромеол - Столпник. Этот оберег – символ бесконечности жизни, мужского начала, без которого женское – слабо и бесплодно.
На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили Симеона - Столпника. Парни состязались в ловкости. Залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому это удавалось - доставалось всеобщее уважение и почет.
Демонстрация слайда  №30

Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.
Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.

Практическая часть урока.

Сегодня мы познакомились с большим количеством народных русских кукол – оберегов. Может показаться, что они все очень разные, но можно выделить несколько приемов работы по изготовлению кукол, общих для разных групп.
Сейчас мы попробуем их систематизировать по принципу изготовления.

Демонстрация готовых кукол и  слайдов №31, 32, 33,34,35 .

Сейчас вы убедитесь, что изготовить простейшую куклу совсем не сложно. У нас это займет не более 15 минут.
Демонстрация слайдов№36, 37.

Практическое выполнение вепсской куклы.
На слайде вы видите схему поэтапного изготовления куклы. Давайте попробуем изготовить кукол вместе.
1. В тряпочку (голова) в серединку заворачиваем маленький кусочек синтепона или ваты. Затягиваем ниточкой туго. Узлы не завязываем, а только скручиваем нитку туго, и кончики закрепляем при помощи деревянной палочки.
2. Формируем ручки из противоположных кончиков.
3. Перевязываем талию.
4. Так же с синтепоном делаем 2 шарика - грудь. Связываем между собой и привязываем к талии хвостиками вниз.
5. Переворачиваем куколку вниз головой и обматываем тряпочкой-сарафаном. Привязываем как можно выше под грудь, после выворачиваем - платье готово. Так же после привязываем и передничек.
6. Украшаем голову куклы сначала тесьмой, а затем платочек повязываем.

Подведение итогов. Выставка и оценка готовых кукол.

Демонстрация слайдов №38, 39.

Домашнее задание: На слайде вы видите схему изготовления еще одной простой куклы – столбушки.

Изготовить такую куклу очень просто. Попробуйте сделать это дома самостоятельно. Нужно обратить особое  внимание на костюмы ваших кукол.
Для этого необходимо определить для себя, каков возраст и социальный статус вашей куклы и дополнительно изучить информацию о народном костюме.
Зарисовываем в тетради схему изготовления куклы и записываем адреса сайтов, для получения дополнительной информации.

2

Куклы к уроку.

3

И еще несколько куколок.

4

МБОУ «СОШ №19» города Чебоксары Чувашской Республики

План – конспект открытого урока по изобразительному искусству

Учитель: Круглякова Светлана Васильевна

Класс – 7А

Дата: 18. 02. 2012

Тема урока: Сложный мир исторической картины.

Цели урока:

развивающая: Формирование представления о сложном мире исторической картины. Развитие ассоциативно-образного мышления, творческой и познавательной активности.
дидактическая: Знакомство учащихся с новым уровнем понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания.
воспитывающая: Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству.

Задачи урока:
• Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности.
• Развить личностный характер создания и восприятия произведений искусства.
• Закрепить представление об историческом жанре в живописи.

Вид урока: комбинированный – Повторение  и закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках. Защита проектов. Анализ и оценка своей работы и работ товарищей с позиции художественного критика.

Объект работы: Композиции на историческую тему, выполненные учащимися на предыдущих уроках.

Материально-техническое оснащение:
• Компьютер с комплектацией, проектор, экран;
• Магнитная доска.
• Рабочие тетради.
• Работы учащихся.

Зрительный ряд: Презентация PowerPoint «Историческая картина в творчестве В. И. Сурикова».

Структура урока:
1. Организационный момент                                                                                    1-2 минуты.
2. Рассказ учителя с демонстрацией презентации                                                  10 минут.
3. Закрепление изученного материала                                                                         5 минут.
4. Практическая работа. Защита собственных работ учащихся, анализ и оценка работ в ходе обсуждения.                                                                                                     20 минут.
5. Подведение итогов.                                                                                                3 – 5 минут.
6. Домашнее задание.                                                                                               2 - 3 минуты.

Ход урока:

Здравствуйте, садитесь.
На прошлых уроках мы познакомились с творчеством великого русского художника В. И. Сурикова. Открыли для себя сложный мир исторической картины. Увидели в чем ее отличие от произведений бытового жанра, портрета, пейзажа. У героев исторической картины, всегда собирательный образ.
Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.
Создать полотно с историческим сюжетом невозможно без знания истории, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений.  «Исторический живописец должен быть сродни ученому, - справедливо отмечает искусствовед Э. Кузнецова. – Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне. Это совсем не легкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется  не только талант, но и огромный упорный труд».
В любом произведении искусства главное – чувства, мысли, переживания и отношение художника к различным  явлениям жизни.
В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни.
Стрелецкое восстание 1682 года и жестокая расправа над его участниками стала трагической страницей русской истории. Бунт стрельцов под предводительством царевны Софьи обернулся казнью более 1000 стрельцов. В полотне «Утро стрелецкой казни» нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.
В. И. Суриков. Боярыня Морозова.
В картине «Боярыня Морозова» Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Раскольница Феодосия Прокопиевна Морозова вступила в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме  в Боровске. В глазах народа она была героиней – мученицей, отдавшей жизнь за правое дело.
Повторение знаний о творчестве В. И. Сурикова. Демонстрация картин «Меньшиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин».

Защита работ учащимися.

Откройте рабочие тетради с записями ключевых вопросов для собственной защиты.
1.Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить свою работу?
2.Какой исторический момент вы положите в основу своей композиции? Почему?
3. Какие литературные произведения вы читали об этом событии (герое)?
4. Знаете ли вы живописные или графические работы, посвященные этим событиям?
5. Каким образом в своей композиции выделите смыслообразующий центр?
6. Какие цвета будут помогать зрителю, понять вашу основную мысль?
7. Как бы вы назвали свою картину?
8. Что вы хотели выразить в своей картине?

Приготовьте оценочную таблицу. Активная работа вас, как эксперта, заслуживает отдельной оценки, поэтому рабочие тетради в конце урока необходимо будет сдать на проверку.

Ф. И.
Тема
(соответствие историческому событию или достоверность характеристики исторического персонажа)
Композиция
(размещение на листе, смыслообразующий центр и т. д.)
Колорит
(как помогает  цветовой строй картины раскрытию темы)
Выступление
(уверенность, обоснованность, связность рассказа)
       

Защита и обсуждение работ в форме дискуссии.

Подведение итогов урока.

Наш небольшой экскурс в историю лишний раз свидетельствует о том, что историческая картина не может родиться без трудоемкой подготовительной, поисковой  работы. Каждая деталь в картине – явление не случайное, чтобы достичь достоверности, художник  прибегает к натурным зарисовкам, наброскам, ищет типажи для своих картин в реальной жизни, сопереживает и сочувствует персонажам…

Домашнее задание:
Сказочно – былинный жанр. Творчество В. Васнецова, И. Билибина.

5

Внеклассное мероприятие  по изобразительному искусству
«Весеннее настроение» 

12. 03. 2012
1А  класс 

Учитель.
Ребята, отгадайте, к кому в гости мы  сегодня отправимся:
Прилетела  пава, села на лавку, распустила перья для всякого веселья.
Что за пава такая, распустившая перья?
(Это весна)
Учитель изображает прилет птицы – весны.
-Я очень торопилась и хочу вместе с вами  к весне в гости.
Учитель.
-Ребята, возьмем с собой Паву? Пусть с нами идет.
-Хорошо. Ты внимательно слушай, а если что не ясно, спрашивай.
-Весна в природе бывает ранняя, средняя, поздняя. Чем удивляет она в начале и чем радует весна поздняя и средняя? Что за чудеса происходят весной, когда пригреет солнышко и подует легкий теплый ветерок?
Начинает таять снег. Плачут сосульки. На реке ледоход. Бегут ручьи. Распускаются почки на деревьях. Прилетают птицы. Расцветают цветы.
Учитель.
-А вы замечаете эти изменения?
-Какие звуки у весны?
Капель, журчание ручья, шелест веток, пение и крик птиц, треск  ломающегося льда.
-А чем Весна пахнет?
Талым снегом, первой водой, цветами.
-Но у Весны есть еще и краски. Какие они?
Яркие, нежные, теплые, первые, тонкие.
Учитель.
-Все правильно, ребята. Приходя, Весна приносит с собой жизнь, движение, что-то новое. Она приносит с собой первые запахи, радует нас  своими звуками и красками. И, наверное, самая большая и яркая радость – это первые цветы.
Пава.
-Я все весенние цветы знаю. Это…
Учитель.
-Подожди, подожди. Попробуй вместе с ребятами отгадать загадки, ведь сегодня мы будем делать необычную работу, и называется она «Весеннее настроение».
1. Только снег в лесу сошел, я голубеньким расцвел (Подснежник).
2. Белые овечки бегают по свечке (Ландыш).
3. Какой колокольчик не звенит? ( Лесной колокольчик).
Учитель.
-А еще, какие цветы распускаются весной?
Пава.
-И фиалка, гусиный лук, медуница, и мать -и-  мачеха и хохлатка тоже.
Учитель.
-И вот однажды Весна - красна, решила собрать все эти прекрасные цветы на волшебной полянке, раздать цветам разные краски, одарить их волшебными звуками и неповторимым ароматом. «Пусть люди красоте порадуются, - думает Весна, - вдохнут нежный аромат цветов, услышат невесомые звуки и станут добрее друг к другу».
Пава.
-Ой, как хочется попасть  на эту поляну. Но как это сделать?
Учитель.
- Полянка волшебная, и чтобы там оказаться, нужно закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, сказать: «Раз! Два! Три!» Тогда откроется это оконце, и мы окажемся среди прекрасных весенних цветов.
-Хотите побывать на этой волшебной поляне?
(Да)
Пава.
-Итак: закрываем глаза, готовим ладошки: « Раз! Два! Три!»
     ( Крылья доски раскрываются, а вместо цветов на зеленой поляне лежит снег.)
Пава.
-А где цветы? Что случилось?
Учитель.
- Пока мы с вами в гости  к Весне собирались, холодная Зима прокралась на полянку и укрыла цветы снегом. Чтобы не было у людей весенней радости, а кругом лежал бы белый снег.
-Что ж нам делать, дети?
(Давайте зиму прогоним!)
Пава.
- А как? Ногами постучим, или руками помашем? А может, нарисуем цветы красками?
(физкульт.  минутка)
Учитель.
- Хорошо, Ведь Весне наша помощь нужна. Давайте  нарисуем цветы и поможем радость людям вернуть. И тогда каждый услышит капель, журчание ручья, пение птиц, вдохнет волнующий запах весенних цветов, увидит, как прекрасна цветущая Земля. Тогда спустится на землю радость.
Пава.
- Надо быстрее Весне помочь – вернуть цветы на поляну, вызволить их  из холодного плена. Ребята, вы готовы?
(Да)
-На  полянке вы должны  вместе вырастить цветы.
-Бумага, краски,  ножницы, клей   есть? А руки-помощницы? Тогда начнем быстрее.
(Дети работают под музыку весеннего леса, звуки природы, пение птиц)
Когда работа закончена, дети приклеивают свои  работы (нарисованные и вырезанные цветы) для создания коллективного панно закрывая «снег».
Пава.
-Вот это да. Вот здорово! Какая красота! Молодцы! Великолепные цветы у вас получились, ребята. А какие разные. Просто сказка.
Учитель.
-Замечательно, дети. Вы на славу постарались и помогли Весне - Красне. Пусть теперь украсит Землю весенними цветами, пусть у людей будет радость.

6

http://uploads.ru/t/o/J/r/oJrTC.jpghttp://uploads.ru/t/L/K/o/LKo1v.jpg
http://uploads.ru/t/H/e/T/HeTzD.jpghttp://uploads.ru/t/3/x/R/3xRlI.jpg
http://uploads.ru/t/G/2/j/G2jsY.jpghttp://uploads.ru/t/r/w/R/rwRyK.jpg

7

План – конспект открытого урока по предмету: изобразительное искусство
Учителя изобразительного искусства МБОУ «СОШ №19 г. Чебоксары»
Кругляковой Светланы Васильевны

Класс - 5г 
Дата урока: 28 ноября 2013г.
Тема урока: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Цели урока:
Развивающая: расширение и углубление  знаний учащихся об окружающем мире в рамках блока «Связь времен в народном искусстве». Знакомство с работой народных мастеров Гжели.
Дидактическая: активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе и самостоятельно, содействовать развитию творческих способностей.
Воспитывающая: воспитание любви к Родине, ее истории и национальной культуре.
Задачи урока: научить кистевой росписи в стиле Гжели в композиции ограниченной формой посуды.
Вид урока: комбинированный,  Обобщение и систематизация изученного материала, практическое применение  знаний, умений.
Объект работы: Вырезание из бумаги контурного изображения посуды (чашка, чайник, тарелка), и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма Гжели.
Материально – техническое оснащение: компьютер с комплектацией, проектор, экран. Раздаточный материал – основные  элементы гжельской  росписи. Ножницы, клей, бумага, кисти, синяя и белая гуашь,  «золотая» гелиевая  ручка.
Зрительный ряд: Презентация  Power Point «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла», фотографии гжельской керамики, раздаточный материал – «основные  элементы гжельской  росписи».
Музыкальный ряд: музыкальные произведения из релаксационного альбома.
Структура урока:
1. Организационный момент.                                                                           1-2 минуты
2. Объяснение учителя с демонстрацией презентации.                            10 минут
3. Физкультминутка                                                                                             1 минута.
4. Практическая работа.                                                                                      20 минут.
5. Физкультминутка (тренировка зрения).                                                     1 минута.
6. Практическая работа                                                                                      5-8 минут.
7. Подведение итогов урока.                                                                             3 минуты.
8. Домашнее задание.                                                                                         1-2 минуты.
Ход урока:
1. Здравствуйте, садитесь. Проверьте правильную организацию рабочего места.
2. Сегодня мы продолжаем знакомство с известным художественным центром гжельской керамики.
Содержание презентации:
Слайд 2. Гжель - известный во всем мире народный художественный промысел, где с незапамятных времен изготовлялись керамические изделия.
Слайд 3. Майолика. 2оо лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины, с многоцветной росписью по белому.
Слайд 4. Разноцветную роспись мастера Гжели делают и сейчас.
Слайд5. Гжельский фарфоровый завод ведет свою историю с 1818 года, когда в Новохаритоново заработала небольшая фабрика по изготовлению фарфоровой посуды и скульптуры. Подробнее об истории развития промысла можно узнать в музее гжельской керамики. Там выставлены экспонаты, рассказывающие о промысле от истоков до современности.
Слайд 6. Сейчас это самое крупное предприятие в России по изготовлению традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью, где трудятся сотни потомственных мастеров.
Слайд 7. Азарова Людмила Павловна – заслуженный художник России, создала за долгую творческую жизнь множество прекрасных изделий.
Слайд 8.  Обратите внимание на причудливые декоративные формы масленки «Рыба – кит». С какой выдумкой и фантазией она решена. Основание ее окружено лепным орнаментом в виде волн. А крышка – словно ожившая сказка, представленная в виде гигантской рыбы, на теле которой вырос город с обитателями. Все здесь необычно: собор служит одновременно ручкой, глаз кита превратился в цветок, строгий орнамент из ромбиков является символом земли. Фантазия мастерицы превратила обычный бытовой предмет в яркий художественный образ. Создавая это изделие, мастерица творила во всех трех видах деятельности: конструктивной, декоративной, изобразительной.
Слайд 9. Вот к5васник с мягкими обтекаемыми формами. Что делает его художественным произведением? Почему мастерица именно так разместила скульптурные фигурки? Посмотрите, как узор – гирлянда оплетает форму тулова, горлышко и крышку. Как связаны керамические фигурки и нарядная роспись с формой сосуда?
Слайд 10. В ногу со временем идет развитие промысла. Мастера всегда быстро  реагируют на события в стране.
Слайд 11.И все же наиболее знаменит промысел своей кистевой росписью. Гжельские чайники, молочники, кувшины созданы не по законам формулы — они сохраняют настоящую фольклорную способность к импровизации.
Слайд 12. И роспись, свободная, кистевая, рукотворная, эту внутреннюю свободу пластики не только поддерживает, но раскрывает, осмысляет, усиливает.
Слайд 13 – 16. Кумган и квасник. Сосуды эти предназначались для праздничных застолий, их нередко дарили на память. Форма их необычна и при всей похожести, разнообразна. Но, даже работая по одинаковой форме, каждый художник создает свою уникальную роспись.
Слайд 17. Сегодня мы попробуем выполнить эскизы гжельской посуды. Предлагаю вам на выбор, либо эскиз тарелки, либо наиболее храбрым квасник или чайник.
Слайд 18. Давайте подумаем, в какой последовательности вести работу. Сначала создаем форму изделия. Затем при помощи простых узоров «бордюров» декорируем горлышко или основание сосуда, украшаем края тулова. Затем, в центре тулова выполняем основной узор, розу «агашку» или птицу.
Слайд 19. Задание.
Вначале нужно вырезать из бумаги выразительную форму посуды.
Ручку и носик можно вырезать отдельно, а затем приклеить. Лучше всего в самом начале украсить носик и ручку, можно просто покрыть синей краской.
Затем украсить горлышко и основание сосуда.
После этого можно приступать к росписи основной части.
Цветок или птицу постарайся сделать такой величины, чтобы ей было свободно на поверхности формы.
Дополни изображение листьями, завитками, точками.

3. Физкультмнутка «Дерево»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)
4. Практическая работа. 
5. Физкультминутка (тренировка зрения).
6. Практическая работа.
7. Подведение итогов урока. Мини выставка работ учащихся.
8. Домашнее задание. Рассмотреть украшение и форму разделочных досок. Принести ножницы, гуашь всех цветов. Тонкие и толстые кисти.

Приложение.
Зрительный ряд:

8

План – конспект открытого урока по предмету: изобразительное искусство
Учителя изобразительного искусства МБОУ «СОШ №19 г. Чебоксары»
Кругляковой Светланы Васильевны
Класс - 6Б
Дата урока: 28 ноября 2013г.
Тема урока: Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. 
Цели урока:
Развивающая: расширение и углубление  знаний учащихся об окружающем мире в рамках блока «Мир наших вещей. Натюрморт». Понятие законов линейной перспективы.
Дидактическая:  активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать пространственное мышление, умение работать самостоятельно, содействовать развитию творческих способностей.
Воспитывающая: воспитание нравственно – эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи урока: научить строить сложные пространственные соотношения геометрических тел на плоскости листа, с учетом линейной перспективы по представлению и в работе с натуры.
Вид урока: комбинированный,  Обобщение и систематизация изученного материала, практическое применение  знаний, умений.
Объект работы: Изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел.
Материально – техническое оснащение: компьютер с комплектацией, проектор, экран. Дидактические таблицы «Линейная перспектива», «Окружности в перспективе». Гипсовые модели геометрических тел. Бумага формата А3, альбом для зарисовок, простые карандаши различной мягкости, ластик.
Зрительный ряд: Презентация Microsoft PowerPoint  «Изображение объема на плоскости и линейная перспектива». Дидактические таблицы «Линейная перспектива», «Окружности в перспективе». Гипсовые модели геометрических тел.
Музыкальный ряд: музыкальные произведения из релаксационного альбома.
Структура урока:
1.Организационный момент.                                                                              1-2 минуты.
2.Объяснение учителя с демонстрацией презентации и динамических таблиц. 15 минут.
3. Физкультминутка.                                                                                                   1 минута.
4.Практическая работа.                                                                                              15 минут.
5. Физкультминутка (тренировка зрения)                                                              1 минута.
6. Практическая работа                                                                                               15 минут.
7.Подведение итогов урока.                                                                                     3 минуты.
8.Домашнее задание.                                                                                                 1-2 минуты.
Ход урока:
1. Здравствуйте, садитесь. Проверьте правильную организацию рабочего места.
2. Тема нашего урока «Изображение объема на плоскости и линейная перспектива»
Содержание презентации:
Слайд 2. Методы изображения окружающего мира. Когда мы рисуем, то сталкиваемся с проблемой, как нам изобразить трехмерный пространственный мир на плоском листе бумаги.
Конечно, решить эту задачу во всей полноте невозможно, искусство изображения условно, и даже способы изображения пространства всегда подчинены смысловой задаче.
Слайд 3. На протяжении веков художники вырабатывали разные методы изображения окружающего мира.
Они превращались в правила.
Одним из важнейших правил стала перспектива.
Слайд 4. Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства.
Мы привыкли к такому способу изображения, когда более удаленные предметы кажутся меньше.
Слайд 5.  Перспектива в искусстве древнего мира. В Древнем Египте изображения были плоскими.
Фигуры людей на первом, втором и третьем плане одинакового размера.
Слайд 6-8. Перспектива в искусстве средневековья. Древние изображения теперь могут показаться нам неправильными.
Здесь вы наблюдаете эффект обратной перспективы. Ближние изображения меньше, дальние больше.
В эпоху средневековья интересовались не столько изображением предметного мира, сколько духовной стороной жизни и поэтому находили особые средства выражения.
В этот период взгляд на жизнь можно назвать вертикальным – от земли к небу.
Это искусство рассказывало и не стремилось к иллюзорности. Оно породило свою тонкую изысканную поэтику изобразительного образа.
Слайд 9-12. Перспектива в искусстве эпохи Возрождения. Художники эпохи Возрождения поверили в свою способность разглядеть, познать мир и выразить его в своем творчестве.
Видение мира тогда изменилось, его можно назвать горизонтальным – вглубь пространства земного мира, к новым странам и далям.
Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» написана на гладкой стене, однако у нас возникает иллюзия пространства комнаты. Это происходит потому, что художник правильно применил законы линейной перспективы.
Первое письменное изложение правил перспективы появилось в 1435 году в книге «О живописи» Леона – Баттисты Альберти, итальянского художника, архитектора, ученого и литератора.
Он писал, что художник должен судить о размерах предметов, соотнося их со своими размерами, что существует неразрывная связь между наблюдаемым предметом и тем, кто его наблюдает. 
На этой гравюре вы видите приспособление для изучения перспективных сокращений. Художник наносит изображение на стекло.
Сегодня нам это кажется прописной истиной. А тогда это был настоящий переворот: на мир стали смотреть глазами человека, утверждающего право на свою личную точку зрения.
На этой гравюре художник переносит видимое ему изображение на лист бумаги по клеткам.
Слайд 13-19. Линейная перспектива. Когда мы сегодня говорим о точке зрения, то имеем в виду позицию человека в каких то вопросах.
Но есть и буквальное значение этих слов: перспективное изображение предполагает взгляд из одной, неподвижной точки.
При изменении положения художника, вид объекта меняется.
Линейная перспектива – это способ, представления трехмерных вещей в двухмерном изображении.
Для правильного построения предметов с учетом линейной перспективы надо запомнить несколько несложных правил.
Линия горизонта всегда на уровне наших глаз.
Обозначая эту линию в своем рисунке, художник сразу обретает систему отсчета. Линия горизонта может опускаться или подниматься в зависимости от нашего движения.
Параллельные линии сходятся на линии горизонта в точке схода.

При центральной линейной перспективе имеется одна точка схода.
Если уходящие вглубь линии перпендикулярны условной линии глаза наблюдателя, то построение называется центральной линейной перспективой.

При угловой линейной перспективе линии контуров уже не сходятся в единой точке, а расходятся к двум точкам схода – слева и справа от наблюдателя.

Найдите в рисунках примеры центральной и угловой линейной перспективы.

Слайд 20. Последовательность работы над натюрмортом из геометрических тел.
Сегодня перед нами стоит довольно сложная задача, применить на практике свои знания о перспективе. Сегодня мы начнем, а на следующем уроке закончим рисунок натюрморта из простых геометрических тел. Наша задача на сегодня выполнить первый этап работы – построение.

Работа по таблицам.
В перспективе квадрат в нашем восприятии превращается в трапецию, а круг в эллипс – перспективное изображение окружности, где есть плавный переход от ближней части к дальней. При взгляде снизу или сверху всегда сокращается глубина дальней от нас половинки эллипса. Если при его рисовании есть сомнения в правильности изображения перспективы круга, надо построить вокруг него уходящий в той же перспективе квадрат.
3.   Физкультминутка.
4. Практическая работа.
5. Физкультминутка (тренировка зрения)
6. Практическая работа.
7. Подведение итогов урока. Анализ некоторых работ учащихся.
8. Домашнее задание. Выполнить в альбоме 2-3 зарисовки простых предметов быта (книга, пенал, банка) с учетом перспективного сокращения. Принести простые карандаши различной мягкости, ластики.