Открытое интегрированное занятие по декоративно-прикладному искусству и истории искусств "Куклы - обереги"19. 05. 2009. Я проводила это занятие в детской школе искусств №3. План урока и его видеозапись отправили на городской конкурс. Для себя неожиданно заняла первое место в городе.
МОУ ДОД «ЧДШИ №3»
План – конспект интегрированного урока по
декоративно-прикладному искусству и истории искусств
Преподаватель: Круглякова Светлана Васильевна
Отделение – художественное. Класс -3 Дата: 19 мая 2009 г.
Тема урока: Куклы обереги.
Продолжительность урока: 1 час 30 минут (спаренный урок по 45 мин).
Цели урока:
развивающая: Воспитание в учениках любви к Родине, ее истории и национальной культуре.
Приобщение к традициям семейного уклада наших предков.
дидактическая: Знакомство учащихся с многообразием традиционных русских кукол – оберегов.
воспитывающая: Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.
Задачи урока:
• Сформировать понятие о народной кукле, ее разновидностях и типах.
• Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки.
Вид урока: комбинированный – Теоретическая часть и практическая работа.
Объект работы: Кукла – закрутка, выполненная из натуральных тканей без использования иголки.
Материально-техническое оснащение:
• Компьютер с комплектацией, проектор, экран;
• Куклы различных типов;
• Хлопчатобумажная ткань различных расцветок и белая, суровая нить, зубочистка, вата или синтепон для набивки, суровая нитка, обрезки тесьмы или кружева.
• Рабочие тетради.
Зрительный ряд: Презентация PowerPoint о разновидностях кукол- оберегов и последовательности изготовления некоторых кукол.
Музыкальный ряд: «Свистопляска», «Веснянка» - группа «Ветер воды».
Структура урока:
1. Организационный момент 1-2 минуты.
2. Рассказ учителя с демонстрацией презентации и готовых кукол. Краткие записи в тетради 30 -35 минут.
3. Закрепление изученного материала 10 – 15 минут.
4. Практическая работа. 25 – 30 минут.
5. Подведение итогов. 3 – 5 минут.
6. Домашнее задание. 3 минуты.
Ход урока:
Здравствуйте, садитесь.
Сегодня у нас интегрированный урок по декоративно-прикладному искусству и истории искусств. За один урок мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приемы работы по изготовлению кукол – оберегов.
С самого раннего детства вас окружают игрушки, большинство из них изготовлены на заводе. Чаще всего такие игрушки изготовлены из синтетических материалов, они имеют стандартную форму и окраску.
А вот игрушки, которые мы сейчас увидим, все разные, потому что они сделаны вручную.
Демонстрация слайда № 1
Закрутка - это то же самое, что и столбушка. В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка.
Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.
Краткая запись.
Демонстрация слайда №2(далее- то же).
Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик - пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.
Демонстрация слайда №3
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Демонстрация слайда №4
Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи. Кукла сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась.
Демонстрация слайда №5
Кувадки. В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. По верованиям наших предков, зарождение ребенка воспринималась как милость и расположение божественных сил, а с другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным. После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду».
Демонстрация слайда №6
Неразлучники. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно двигать по «руке».
Демонстрация слайда №7
Мартинчики. Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.
Демонстрация слайда №8
Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит значит, то и образ, дающий этот обряд женский.
Демонстрация слайда №9
Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
Демонстрация слайда №10
Мировое дерево соединяет три яруса мира. Корни - в нижнем мире. Ствол - в среднем, а ветви с плодами, цветами и птицами раскинулись вверху, в горнем ярусе. Нижний мир - Это обиталище змея, повелителя подземного царства и воды. Верхний мир -Это небо. Там царство света, солнца, небесных вод. Часто вверху на дереве - птица. Это солнце на самой вершине неба. Средний мир - Это земля. На ней живут люди и животные. Середина мирового дерева - это место встречи человека со Вселенной, с природой вокруг нас. Человек внутри, в центре мира. Но человек - это всего лишь часть большого целого!
Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты утром в день венчания. Когда пирог был готов, подруги невесты украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В центре пирога возвышалась воткнутая берёзовая рогатка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Как и другие магические свадебные атрибуты, рогатина из свадебного пирога имела глубокое символическое значение.
Демонстрация слайда №11
День и Ночь — куклы-обереги жилища. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.
Демонстрация слайда №12
В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы Кузьма и Демьян. Именины Кузьмы и Демьяна празднуются 14 ноября и называются осенние кузьминки. Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же и покровители ремесел — «рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел (поэтому тряпичные куклы одеты в фартуки) и женского рукоделия.
Демонстрация слайда №13
На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.
Демонстрация слайда №14
Рождественский ангел. Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу и другие нарядные ткани. Замечательна эта кукла простотой, быстротой, и что немало важно, дешевостью изготовления, при всем при этом, она достаточно нарядна и празднична.
Демонстрация слайда №15
КУКЛА МОСКОВКА. Другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было.
Демонстрация слайда №16
Эта куколка - оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок, кукле говорили: "Детки появились - пошла играй". Кукла должна демонстрировать сытое, богатое житье, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательно в обуви, тело - толстенькое (сытая девочка), личико маленькое, чтобы щеки толще казались. Настоящий оберег полностью набивается очесами льна.
Демонстрация слайда №17
Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («ма-нья» - привидение, «манить» - лгать, обманывать).
По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Для защиты от сестриц - трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.
Демонстрация слайда №18
Кубышка - Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
Демонстрация слайда №19
Изготовление пасхальных кукол - «Вербниц» - работа более сложная, чем роспись пасхального яйца. Общая технология изготовления не отличается от общей технологии изготовления тряпичных кукол. Однако лицо и руки Вербницы делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение. Такая кукла считается подарком и может заменять собой пасхальное яйцо. Издревле такие куколки готовились всегда перед праздником.
Демонстрация слайда №20
Веснянка. Сороки – День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. Троица - является одним из красивейших праздников наших предков. Он включает в себя песни, танцы, заклички, ритуальные действия. Кульминация праздника – уничтожение куклы – Веснянки, переход из весеннего времени в летнее.
Демонстрация слайда №21
С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
Демонстрация слайда №22
Русские пчеловоды называют преподобного Зосиму - Пчельником и считают его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из древних стихов читаем: Попаси, Зосим Соловецкий, пчелок стаями, роями, густыми медами.
Есть в апреле такой день, когда пчел вывозят на пасеку. Изначально пресвятой Зосима был игуменом Соловецкого монастыря, возведенный в чин святого стал покровителем всех пчеловодов на Руси. В результате получился собирательный образ русского пчеловода по имени Зосима. В бороде у него запуталась пчела, еще две сидят на рубахе, четвертая - на посошке.
Демонстрация слайда №23
В ноябре есть праздник - день Параскевы Пятницы. Святая Параскева Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу – Параскеву. Одевали куклу в русский народный женский костюм. На руки куклы девушки и женщины навешивали пояса, ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки, подушечку с иголками и т.д.
У каждой хозяйки раньше обязательно была кукла-работница Параскева, помогала в домашних хлопотах. Русская женщина часто говорит: — Как много дел, на все рук не хватает! Поэтому у Параскевы могло быть от восьми до шестнадцати рук, в каждой — какая-нибудь хозяйственная утварь.
Демонстрация слайда №24
Куклы Барыни, Девки, бабы и т.п. Создание на Руси "домашних" тряпичных кукол нередко сопровождалось заговором, наделяющим творение колдовской силой. Чаще всего их делали для себя. Лишь изредка - на заказ и продажу. Существовали своеобразные кукольные торги: выбрав из большого количества тряпичного товара «свою», понравившуюся куклу, на место, где лежала избранница, люди клали выкуп ( деньги, вещи, продукты, ткани и т.п.). Ритуальную куклу славяне тщательно оберегали, отводя для нее особое место в избе. Обрядовые куклы были обязательным составляющим всех важных событий.
Этот магический предмет не имел лица. Безликая кукла - вещь неодушевленная. Подчеркивая это, наши предки верили, что никто не может причинить через нее вред живому человеку. Она несла в себе только доброе начало.
Демонстрация слайда №25
Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла – «простоволосая». Вторая – “кукла с косой’’. Третья – “молодуха’’. Четвёртая – “кукла нарядная’’, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.
Демонстрация слайда №26
Среди защитных кукол редкого, мужского образа интересен «Крестец». Чтобы при священном омовении 19 января злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготавливали куклу-заместителя (Крестец) и втыкали в снег на краю проруби. Для привлечения внимания духов к крестовине привязывали ленточки, в обряде ряжения участвовали в основном мужчины и молодые парни, поэтому кукла Крестец символизировала мужчину. В некоторых губерниях куколку Крестец окунали в прорубь. Девушки при изготовлении куклы Крестец загадывали желания и повязывали ленточки или ниточки на березовые ветки.
Демонстрация слайда №27
Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие. известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Демонстрация слайда №28
В семик наряжали чучела Семика и Семичихи. Семика изображали с горбом, одевали в тряпье, в руки давали худое ведро, палку, помело. Посадив Семика и Семичиху под на¬ряженную березку, водили вокруг них хороводы и ходили по деревне, стуча палкой о ведро, останавливаясь под окнами и выпрашивая муку, яйца, крупу, сметану, масло для приготовления праздничных троицких угощений. Этот обряд похож на зимние колядки. В Троицу, последний день семиковой недели, народ шел в рощу, на широкой поляне уст¬раивали пиршество, где главными гостями сажали Семика и Семичиху, водили хороводы, а затем под пение троицких песен со смехом и причитанием «хоронили» чучела — бросали в воду.
Демонстрация слайда №29
Симеон столпник - обрядовая кукла. Также имеет название – Симеон Летопроводец, Ромеол - Столпник. Этот оберег – символ бесконечности жизни, мужского начала, без которого женское – слабо и бесплодно.
На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили Симеона - Столпника. Парни состязались в ловкости. Залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому это удавалось - доставалось всеобщее уважение и почет.
Демонстрация слайда №30
Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.
Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.
Практическая часть урока.
Сегодня мы познакомились с большим количеством народных русских кукол – оберегов. Может показаться, что они все очень разные, но можно выделить несколько приемов работы по изготовлению кукол, общих для разных групп.
Сейчас мы попробуем их систематизировать по принципу изготовления.
Демонстрация готовых кукол и слайдов №31, 32, 33,34,35 .
Сейчас вы убедитесь, что изготовить простейшую куклу совсем не сложно. У нас это займет не более 15 минут.
Демонстрация слайдов№36, 37.
Практическое выполнение вепсской куклы.
На слайде вы видите схему поэтапного изготовления куклы. Давайте попробуем изготовить кукол вместе.
1. В тряпочку (голова) в серединку заворачиваем маленький кусочек синтепона или ваты. Затягиваем ниточкой туго. Узлы не завязываем, а только скручиваем нитку туго, и кончики закрепляем при помощи деревянной палочки.
2. Формируем ручки из противоположных кончиков.
3. Перевязываем талию.
4. Так же с синтепоном делаем 2 шарика - грудь. Связываем между собой и привязываем к талии хвостиками вниз.
5. Переворачиваем куколку вниз головой и обматываем тряпочкой-сарафаном. Привязываем как можно выше под грудь, после выворачиваем - платье готово. Так же после привязываем и передничек.
6. Украшаем голову куклы сначала тесьмой, а затем платочек повязываем.
Подведение итогов. Выставка и оценка готовых кукол.
Демонстрация слайдов №38, 39.
Домашнее задание: На слайде вы видите схему изготовления еще одной простой куклы – столбушки.
Изготовить такую куклу очень просто. Попробуйте сделать это дома самостоятельно. Нужно обратить особое внимание на костюмы ваших кукол.
Для этого необходимо определить для себя, каков возраст и социальный статус вашей куклы и дополнительно изучить информацию о народном костюме.
Зарисовываем в тетради схему изготовления куклы и записываем адреса сайтов, для получения дополнительной информации.