Круглякова Светлана Васильевна
Сайт учителя ИЗО

Круглякова Светлана Васильевна. Сайт учителя изобразительного искусства

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Круглякова Светлана Васильевна. Сайт учителя изобразительного искусства » Методическая копилка » Курсовая работа в ЧРИО (Чебокс.Республиканский институт образования)


Курсовая работа в ЧРИО (Чебокс.Республиканский институт образования)

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Курсовой проект
Тема: «Изготовление декоративного панно в смешанной технике на основе холодного батика»
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I……………………………………………………………………..…4
1.1 Анализ учебно-методической литературы…………………………….4
1.2 История развития художественной росписи ткани…………………...5
1.3 Виды художественной росписи ткани………………………………....6
Глава II……………………………………………………………………….17
2.1 Инструменты и приспособления……………………………………….17
2.2 Календарно-тематический план………………………………………..19
2.3 план – конспект открытого урока……………………………………....23
Глава III…………………………………………………..…………………..31
3.1 Творческие проекты учащихся…………………………………………………………..…………31
3.2 Как мы додумались совместить батик с элементами коллажа………………………………………………………………………66
3.3 Исправление неудачных или испорченных работ в технике батика………………………………………………………………………...67
Заключение…………………………………………………………….…….75
Библиография………………………………………………………….…….76

Введение
Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная и декоративно-прикладная деятельность.
Декоративные композиции украшают большую часть окружающих человека вещей: мебель, посуду, одежду, стекло и конечно же, разнообразные ткани.
Роспись и украшение ткани – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь человека радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью – доставляет истинное удовольствие. Человек имеет возможность ощутить ни с чем не сравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает перед ним широкое поле для реализации идей по дизайну одежды.

Особую актуальность в последнее время приобрели работы в технике батика, выполненные для интерьера. Это могут быть шторы, покрывала, ширмы, абажуры, скатерти, салфетки и многое другое, что будет удивлять ваших друзей и радовать вас ежедневно.

Но наиболее интересным и доступным занятием для детей и взрослых может стать создание небольших панно в технике батика или смешанной технике. Такие панно украсят любое помещение в квартире или официальном помещении.
Для работы в смешанной технике пригодятся обрезки разнообразных по фактуре тканей, не очень удачные батики, нити от старых трикотажных изделий, бусины, ракушки, камушки, кору дерева, словом, все то, что накапливается в доме каждого человека, так как они красивые и выбросить жалко.
Сочетание батика и различных материалов помогут отойти от традиционных форм батика, позволят экспериментировать, сделать батик объемным, превратить его в причудливую картину.

Глава I

1.1. Анализ учебно-методической литературы

В процессе проработки интересующей меня темы я обнаружила множество книг о батике и его применении. Некоторые меня особенно заинтересовали.
1) «Распишем ткань сами» М. О. Синеглазова ПРОФИЗДАТ Москва 2001 год.
2) «Батик. Глина. Дерево» Е. Э. Аллахвердова АСТ «Астрель»  Москва 2001 год.
3) «Искусство батика» Л. Алферов «Феникс» Ростов-на-Дону 2000 год.

В книге М. О. Синеглазовой «Распишем ткань сами», изданной в серии «Ремесло и рукоделие» содержится множество действительно полезных сведений об оборудовании и приемах работы в различных техниках батика. Особенно интересен и полезен раздел об основах декоративной композиции. В книге очень подробно рассказывается о типичных ошибках, допускаемых начинающими мастерами, и приведены способы устранения этих ошибок. Имеется приложение из цветных иллюстраций и краткий словарь. Книга является великолепным методическим пособием.

Книга «Батик. Глина. Дерево» Е. Э. Аллахвердовой, изданная в рубрике: «Домашнее рукоделие. Семейный клуб выходного дня», обобщает интереснейший опыт работы Елены Аллахвердовой – директора РДООСРТС «Солнце», региональной общественной организации содействия развитию творческих способностей и Ольги Ивановой – художника, педагога, доцента кафедры рисунка и живописи Московского текстильного университета. Эта книга о том, как в домашних условиях своими руками изготовить красочные панно, картины, различные сувениры и подарки. Авторы книги щедро делятся секретами мастерства и своими оригинальными идеями.
 
Книга Л. Алферова  «Искусство батика», изданная для начинающих, очень наглядно знакомит нас с возможностями современных материалов, в простой и доступной форме рассказывает о различных техниках батика, знакомит с зарубежным опытом работы самодеятельных мастеров и профессионалов. Книга великолепно иллюстрирована, она вызывает желание немедленно заняться этим увлекательным видом творчества.

1.2. История развития художественной росписи ткани.

Искусство украшения тканей известно с давних времен. Самой древней из известных росписей (около двух тысяч лет) является китайская роспись из древнего захоронения. Ткань на удивление хорошо сохранилась. Она покрыта темными фигурами, раскрашенными минеральными красителями.
Родиной горячего батика считается Индонезия. Классический горячий батик – очень трудоемкий процесс. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для размягчения, потом стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным вальком.
Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора «чан-тинга». Это небольшой сосуд, медный или латунный, с одним или несколькими носиками, прикрепленный к деревянной или бамбуковой ручке служил для нанесения воска. Ткань с нанесенным воском рисунком на несколько часов помещали в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом ткань высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. Последняя операция – удаление воска с ткани. Для этого ее погружали в котел с горячей водой.
Со временем техника ручного батика стала применяться все реже. Штампы из тонких металлических проволок значительно ускорили процесс. Такой штамп опускали в расплавленный воск, а затем прикладывали к полотну. Полученные контуры рисунков заливали краской.. Если раньше на роспись одного куска ткани уходило от полутора – двух недель до двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до 20 кусков ткани.
В Индии и Индонезии росписи чаще использовали для оформления одежды, в Японии и Китае росписи применялись также при создания традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций. Мастера пользовались тушью и часто с помощью лишь одного цвета, создавали удивительной красоты пейзажи. Кисть в руке художника то сильно подчеркивала одни элементы, то нежными и плавными растесками обрисовывала другие. Сейчас мы назвали бы эту технику свободной росписью.
Современные версии ручной росписи ткани, опираясь на традиционные направления, подкреплены новыми технологиями. В горячем батике вместо пчелиного воска стали использовать стеарин или парафин. Сетка трещин, появляющаяся в процессе крашения более не считается дефектом, а приобрела значение декоративного эффекта. С изобретением резервирующего состава, появилась новая техника росписи – холодный батик.

1.3. Виды художественной росписи ткани

Техника узелкового батика «бандан». В наше время под узелковой техникой подразумевают простые варианты росписи, получаемые механическим путем. Термостойкую пуговицу, камешек или другой предмет подкладывают под ткань и плотно перевязывают его нитями. Перевязок может быть несколько. Затем ткань окрашивают в один или несколько цветов. Ткань можно также скручивать, сшивать или складывать различными способами для получения различных вариантов рисунка. 

Техника холодного батика. Наиболее популярная в наше время техника росписи подразумевает обязательное наличие контура. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его, что придает произведениям, выполненным в этой технике дополнительную декоративность и графичность.
В технике холодного батика можно выполнять декоративные открытки, аппликации для одежды, платки и шарфы, палантины и ткани для одежды, настенные панно.
В технике холодного батика тоже возможно работать по разному. Чаще всего используют прозрачный контур. На первом этапе работы на сухую ткань наносится рисунок. Потом он обводится контуром и высушивается. После высыхания контура ткань прописывается анилиновыми или акриловыми красителями.

Другой способ подразумевает наличие кроме прозрачных, еще и цветных контуров. В этом случае работа может вестись по цветному фону. На первом этапе краска наносится по влажной ткани большими заливками. Затем, по высохшей ткани, выполняется рисунок цветными контурами. После высыхания контура можно сделать дополнительные заливки внутри цветных контуров для обогащения цветовой палитры.

Техника горячего батика. Особенности современного горячего батика не только в его меньшей трудоемкости по сравнению с классической техникой росписи, но и в соблюдении строгой  последовательности в работе. Уже при создании эскиза продумывают все этапы работы.
Горячим воском можно не только отделить цвет от цвета, но и оставить непрокрашенными большие пятна, так как на застывший воск краска не ложится. Оптимальным материалом, используемым в качестве расплавленного воска, является белая хозяйственная свеча.

Работу можно выполнять в несколько этапов. Сначала перенести рисунок на ткань. Затем те места, которые необходимо оставит неокрашенными, кистью покрыть горячим расплавленным воском. После высыхания, расписать ткань согласно рисунку. Далее нужно удалить воск с помощью утюга и газет, поместив между ними ткань. Дополнительная фактура получается после повторного покрытия воском всей поверхности. Когда воск высохнет, ткань сминают руками, создавая на поверхности разнообразные трещины (кракле). Ткань снова окашивается, воск удаляется утюгом.
Очень часто различные техники батика комбинируют, получая совсем неожиданные эффекты.

Техника свободной росписи. Техника свободной росписи сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. На первом этапе краски наносятся широкой кистью на влажную поверхность ткани с растяжками цвета в соответствии с замыслом. Затем наносится изображение по слегка подсохшей поверхности темными цветами крупными мазками. Далее детали рисунка прорабатываются по сухой ткани мелкими мазками. Дополнительного эффекта можно добиться выдувая капли краски через соломинку для коктейля. Эти капли можно превратить в причудливые деревья или кустарники.

Техника монотипии по ткани. Краски наносятся на сухую поверхность ткани поролоновой губкой в произвольном порядке. Когда ткань немного подсохнет, ее надо снять с рамы и заложив на ней несколько больших и малых складок в различных направлениях прогладить утюгом. При глажении в складках ткани получаются своеобразные переходы цвета от темного к светлому, образуя своеобразный фактурный рисунок. Свержу тушью можно отпечатать любой фактурный рисунок, например лист дерева.

Техника трафаретной росписи. Прописать фон в технике свободной росписи яркими и ли светлыми тонами. Затем на высохшую ткань положить шаблон, вырезанный из картона (можно использовать кусок тюли, кружева, или других подобных материалов) и отверстия шаблона покрыть краской с солью. При этом нижний слой не смешивается с верхним.

Техника травления с использованием соли. На влажную ткань наносится изображение в технике свободной росписи. По слегка влажной ткани посыпается соль, там где цветовое пятно необходимо обогатить интересной фактурой. С помощью поваренной соли можно создать темные пятна так как она притягивает воду вместе с краской. А вот гранулы мочевины (обычное удобрение для огорода) разложенные по влажной ткани создают белые проплешины, так как мочевина съедает краситель.

Техника витража. Нанести черный, золотой или серебряный контур на ткань согласно рисунку. После высушивания контура залить изображение цветовыми пятнами (контур будет отделять цвет от цвета, не давая смешиваться краскам.

Дополнительные эффекты в росписи ткани. Одна из разновидностей работы по сырой ткани – присыпка сухими пигментами. Натянутую на раму ткань смачивают и в нужных местах из пакетика с анилиновым красителем аккуратно легким постукиванием высыпают немного порошка. Как только частицы порошка коснутся влажной поверхности  ткани, на ней появится узор из цветных точек с разводами.

Роспись с помощь аэрографа. При работе с помощью аэрографа можно использовать различные шаблоны и реальные предметы. Разложите на ткани например листья и цветы. Начинайте задувать ткань, постепенно убирая некоторые растения. Можно в разных слоях использовать разные цвета.

Роспись по ткани принято было считать достаточно дорогим увлечением, привилегией художников – профессионалов. Но в наши дни потребность овладеть этим видом прикладного искусства, пусть даже и на любительском уровне, достаточно велика. Техникой батика возможно овладеть, изучив многочисленную литературу по этому вопросу.
В сочетании со знакомством с основными законами декоративной композиции, предложенными в книгах М. Синеглазовой «Распишем ткань сами», Л. Алферова «Искусство батика» и многими другими книгами по данной теме, полученные навыки помогут читателям украсить интерьер своего дома авторскими произведениями или создать оригинальную одежду и аксессуары.
Книга Е. Аллахвердовой позволит читателю расширить привычный взгляд на батик и легко приобщиться к увлекательной работе в смешанной технике.
Навыки в работе над батиком доступны не только взрослым, но и прекрасно могут быть усвоены детьми самого разного возраста, что поможет формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, развить творческое воображение, обогатить их духовно.

Глава II

2.1. Инструменты и приспособления.
1) Материалы. Шелк. В принципе для росписи годится любой вид шелковой ткани. Для начала лучше взять не очень тяжелый шелк понже. Можно вести роспись по любому хлопчатобумажному материалу (ситец, бязь). Краски  Выбор красок для росписи по ткани достаточно велик. Это анилиновые красители или акрил. Некоторые разводятся спиртом, другие разбавляются водой. Отличаются они по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром, причем каждая из них имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Знатоки отдают предпочтение  французским краскам Elbesoie.

Контурный состав. Контурный состав предназначен для выполнения линий, предотвращающих растекание краски. В отдельных случаях применяют цветные контуры, контуры с позолотой или серебром. Наносится контур при помощи стеклянной трубочки, пипетки или специального флакончика. Разбавитель. Применяют специальные разбавители для контурного состава для полученья нужной консистенции. Соль. Солью посыпают влажные участки росписи для получения специальных эффектов. Нитки. Прочные нитки необходимы для работы в узелковой технике.

2) Инструменты. Рама. Рама – один из самых необходимых предметов росписи ткани. Они бывают ступенчатые и скрепляемые при помощи гаек. Такие рамы регулируются на любой размер. Кнопки и булавки. Необходимы для закрепления ткани на раме. Кисти. Кисти – важнейший рабочий инструмент. От их качества во многом зависит результат работы.

Профессиональные кисти довольно дороги, но для начала их нужно всего несколько.

Старинная китайская пословица гласит: «Кисть – мать живописи». Красная куница Экстра – вид куницы встречающийся в Китае и Корее. Беличий волос получаемый из хвоста белки тоже вполне хорош, но не так эластичен, чем волос куницы. Вытянутые полиамиды применяются для изготовления кистей лишь с недавнего времени, но почти так же хороши, как куньи. Для работы необходимы кисти № 3-5, 10-12 круглой формы и № 14 плоской формы. Хорошо еще иметь кисть веерной формы. Пластмассовые флаконы с пипеткой. Это ваши незаменимые помощники при работе с контурным составом. С их помощью легко работать с контурным составом. К ним прилагаются колпачки насадки разного диаметра.
3) Дополнительные инструменты и приспособления. Пульверизатор для краски. Этот инструмент применяется при трафаретной и аэрозольной росписи. Соломинки для коктейля. Простым способом можно достичь удивительного эффекта: подуть на капельку краски через соломинку. Очень мягкий карандаш. Используется для переноса мотива на ткань. Камешки. Камешки, стеклянные шарики и термостойкие пуговицы применяются в узелковой технике. Палитра и пипетки. Они облегчают забор краски и смешивание ее для получения нужных оттенков. Фен. Ускоряет процесс высыхания краски. Утюг, ножницы и пара стаканов.

2.2. Календарно-тематический план уроков изобразительного и декоративно-прикладного искусства в 11 «А» классе МОУ «СОШ № 63» г. Чебоксары. Эстетический профиль.
2 часа в неделю.

Структура программы:
• Значение декоративного искусства в современной культуре. 18 ч.
• Гончарные промыслы.                                                          14 часов.
• Народный  и современный текстиль.                                   20 часов.
• Художественная роспись ткани.                                          16 часов.

2.3. План конспект открытого урока.

Открытый урок в 11 «А» классе МОУ «СОШ №63» Г. Чебоксары,
на  семинаре директоров школ Калининского района г. Чебоксары «эксперимент – профильное обучение и предпрофильная подготовка»
12 апреля 2006 г.

Тема: Некоторые виды батика. Батик в технике бандан.
Цели:
• Ознакомление с одним из видов декоративно – прикладного искусства – батиком.
• Формирование практических навыков работы в технике узелкового батика (техника бандан).
Задачи:
• Обогащение визуального опыта учеников через знакомство с произведениями в технике батика. 
• Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности.
• Воспитание аккуратности и целеустремленности.
• Привитие навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим, через создание подарочных декоративных композиций.

Материалы, для учителя и учеников:
Наборы красок для ткани «батик», ткань (шелк, ситец), толстая капроновая нить, картон, клей ПВА, картонные рамки, клей с блестками, газетная бумага.
Инструменты и оборудование:
Кисти – белка №5 и №3, банки для воды, палитры, ножницы, фен, утюг, гладильная доска, резиновые перчатки, термостойкие пуговицы.
Наглядность к уроку:
Работы в различных техниках батика (холодный батик, горячий батик, в технике свободной росписи, в смешанной технике), фотографии различных батиков.

План урока:

 Организационный момент.
 Вводная часть.
 Практическая часть. Работа учителя и учеников ведется параллельно.
 Оформление работ.
 Подведение итогов.
 Подарки гостям семинара.

Содержание урока:

Искусство украшения тканей известно с давних времен. Самой древней из известных росписей (около двух тысяч лет) является китайская роспись из древнего захоронения. Ткань на удивление хорошо сохранилась. Она покрыта темными фигурами, раскрашенными минеральными красителями.
Родиной горячего батика считается Индонезия. Классический горячий батик – очень трудоемкий процесс. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для размягчения, потом стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным вальком.

Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора «чан-тинга». Это небольшой сосуд, медный или латунный, с одним или несколькими носиками, прикрепленный к деревянной или бамбуковой ручке служил для нанесения воска. Ткань с нанесенным воском рисунком на несколько часов помещали в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом ткань высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. Последняя операция – удаление воска с ткани. Для этого ее погружали в котел с горячей водой.

Со временем техника ручного батика стала применяться все реже. Штампы из тонких металлических проволок значительно ускорили процесс. Такой штамп опускали в расплавленный воск, а затем прикладывали к полотну. Полученные контуры рисунков заливали краской.. Если раньше на роспись одного куска ткани уходило от полутора – двух недель до двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до 20 кусков ткани.
В Индии и Индонезии росписи чаще использовали для оформления одежды, в Японии и Китае росписи применялись также при создания традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций. Мастера пользовались тушью и часто с помощью лишь одного цвета, создавали удивительной красоты пейзажи. Кисть в руке художника то сильно подчеркивала одни элементы, то нежными и плавными растесками обрисовывала другие. Сейчас мы назвали бы эту технику свободной росписью.

Современные версии ручной росписи ткани, опираясь на традиционные направления, подкреплены новыми технологиями. В горячем батике вместо пчелиного воска стали использовать стеарин или парафин. Сетка трещин, появляющаяся в процессе крашения более не считается дефектом, а приобрела значение декоративного эффекта. С изобретением резервирующего состава, появилась новая техника росписи – холодный батик (объяснение ведется с демонстрацией различных типов батика и фотоматериалов).

Те виды батика, о которых мы говорили, подразумевают наличие резервирующего состава. Мы же с вами начинаем практическое знакомство с техникой батика с самого простого – батика в стиле бандан.
Техника узелкового батика «бандан». В наше время под узелковой техникой подразумевают простые варианты росписи, получаемые механическим путем. Термостойкую пуговицу, камешек или другой предмет подкладывают под ткань и плотно перевязывают его нитями. Перевязок может быть несколько. Затем ткань окрашивают в один или несколько цветов. Ткань можно также скручивать, сшивать или складывать различными способами для получения различных вариантов рисунка. 
Мы будем выполнять самый простой узор в виде круга. Пуговицу или несколько пуговиц помещаем на ткань и плотно завязываем нитками. Потом делаем перевязки еще в двух местах.

Одеваем резиновую перчатку на одну руку. Левши на правую, правши на левую.
Слегка смачиваем ткань, если хотим добиться мягких переходов цвета. Кистью наносим краску на ткань, начиная от светлого  к темному. Продумайте сразу, какой колорит вы хотите получить, теплый или холодный? 
Окрашивание производим осторожно, стараясь не попасть за перевязку. Окрашенные работы сушим феном для ускорения высыхания.
Освобождаем ткань от перевязок и проглаживаем ее утюгом через 2-3 слоя бумаги.
Первый этап работы завершен. Садимся на места и внимательно рассматриваем, что у нас получилось.
Большинство работ практически не требуют доработки. В некоторых случаях можно усилить эффект, подчеркнув некоторые элементы блеском, или даже дорисовав их. Краситель на палитре смешиваем с клеем ПВА и осторожно, тонкой кистью дорисовываем работы. Позолоту можно сделать очень просто. Каплю клея растягиваем прямо пальцем.

Теперь очень важный этап – оформление работы. На столах лежат готовые рамки. Подвигайте их по своим композициям в поисках наиболее удачной композиции.
Завершаем оформление.
Мини выставка. Дарим работы гостям семинара.

Роспись и украшение ткани – увлекательное занятие, наполняющее жизнь человека радостью творчества. Учащиеся имеют возможность ощутить ни с чем не сравнимую радость от реализации самых смелых своих идей собственными руками. Роспись по ткани открывает перед ними широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.
Роспись помогает сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности, пополнить представления о декоративно – прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях. Роспись по ткани знакомит с закономерностями построения композиции и колорита, приемами стилизации, закономерностями создания декоративной композиции.

Роспись воспитывает аккуратность, внимание, целеустремленность, прививает навыки работы в коллективе, развивает художественный вкус и фантазию.
Для успешной реализации программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:
 помещение – мастерская;
 красители для батика (на класс достаточно двух комплектов);
 резервирующие составы;
 ткань для росписи;
 инструменты – кисти, трубочки или флаконы с пипеткой (достаточно одного комплекта на парту);
 деревянные рамки (мы пользуемся обычными рамками для оформления работ, защитив их от краски скотчем);
 палитры и банки для воды на каждого ученика.

Таким образом себестоимость работы сильно снижается, а у каждого ученика есть возможность попробовать себя в этом увлекательном виде творчества.

Глава III
3. 1. Творческие проекты учащихся.

«Центр детского творчества»
Калининского района

ДПИ

« В ожидании чуда »

Выполнила:
Михайлова Марина 11 А класс СОШ №63
Руководитель:
Круглякова Светлана Васильевна
учитель высшей категории

Оглавление:

1. Введение…………………………………………………….…….1 
2. Основная часть.
2. 1  Историческая справка………………………………............ 2
2. 2  Технология…………………………………………………. 3
2 .3  Анализ……………………………………………………….11
3.     Заключение…………………………………………… ……12
4.     Вывод…………………………………………………. ……13
5.     Список использованной литературы………………………14

1.Введение

       Декоративно-прикладное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.
       С позиции искусствознания путь художественного воспитания нас с помощью декоративно-прикладного искусства представляется верным. Этот путь позволяет воспитать у нас определенную культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, какой обладает ими. Именно поэтому роль декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании просто неоценима.

       Актуальность.

1) Особенность темперы составляет ее бархатистая, матовая поверхность, которая, высыхая, светлеет. Темперные краски ярче масляных и гораздо более стойкие к внешним воздействиям: не подвержены потемнению или пожелтению.
2) В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи.
3) В коллаже художник может комбинировать разнообразные художественные техники, сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна.

2.Основная часть.

2.1 Историческая справка.
   Слово «темпера» вошло в обиход русских художников сравнительно недавно, и потому естественно, что ему часто у нас придаётся не то значение, которое ему принадлежит.
   В отдалённые времена в Италии под словом «tempera» (происходящим от латинского – соединять) подразумевалось связующее вещество красок и в частности клей животного и растительного происхождения.
   До усовершенствования масленых красок Я.Ван-Эйком
(XV век) средневековое яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространённых видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает своё значение, и мало- помалу интерес к ней совершенно  и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь наша страна и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника её. В Греции пользуются ею для церковной живописи, а у нас же - для различных художественных целей.
   Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом  поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведение которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес.
   В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно – исключительно на масляной живописи.
   Жорж Брак стал дополнять свои картины различными вклейками из газет, объявлений. Этот прием получил название коллаж (от франц. слова «вклеивание»). Затем живописные полотна стали дополняться и другими материалами: кусочками стекла или дерева. Впоследствии эти приемы стали использовать художники других направлений авангарда

2.2 Технология.

Тема « В ожидании чуда ».
Материалы и оборудование: оргалит грунтованный клеем ПВА; кисти колонок № 1,2,3 и белка № 3;краски «темпера» поливинилацатная для детского творчества; палитра; вода; клей «титан»; бусы; ткань «органза»; бисер; проволока; искусственные цветы; тесьма.
 

Последовательность работы:

   1.Наносим предварительно придуманный рисунок на «картон» в натуральную величину.

2.Переносим рисунок на оргалит с помощью угля.

3. Готовим оргалит. База для живописи темперой может служить лишь материал, не втягивающий в себя значительного количества связующего вещества красок. Связующее вещество современной темперы состоит из искусственной эмульсии. Грунтуем оргалит клеем ПВА, разбавленным водой.

4. Выполняем колористическое решение.
    Свою работу я начала с фона. Живопись темперой требует тонких наслоений. Световые теневые тона различной густоты наносятся последовательно один на другой, слой за слоем. Границы каждого притушевываются к лежащему ниже тону. Современная темпера предоставляет живописцу полную свободу  в исполнении. Можно писать и жидкими красками подобно средневековой темпере, но также и допустимо и жирное пастозное письмо.

5. Определение основных цветовых отношений. Прописываем волосы и цветок.

          6. Прописываем крылья, листья и тычинки.

   7. Создаем эффект движения путем приклеивания страз, бус, ткани «органзы», искусственных цветов, тесьмы, бисера.

          8. Рассыпающиеся бусы создают эффект остановившегося мгновения.

2.3 Анализ работы

      Меня не удовлетворяет  быстрота высыхания красок и изменение тона при высыхании красок. Вследствие, чего сложно сделать плавный переход от одного цвета в другой.
      Я старалась, используя реалистическую натуру применить легкую обработку в стиле  «фэнтези», создать композицию для интерьера. Идея
создания работы для интерьера возникло благодаря знакомству с творчеством  художников романистов и модернистов. Я поставила перед собой задачу передать красоту изображаемого, гармонию цвета и света, игру фактур различных материалов  и свой восторг от увиденного передать вам, зрителям.
3.Заключение.

    Успех современной темперы нельзя объяснить одним лишь недовольством и усталостью  по отношению к маслу, наблюдающимися у позднейших живописцев; напротив, он является следствием  ее несомненных  достоинств, перед которыми пасует обычная в наше время масляная живопись.
   Техника средневековой  желтковой темперы, предназначавшейся главным образом для станковой живописи с ее водянистыми красками и особыми приемами, слишком устарела для нашего времени  и вряд ли может удовлетворять кого-либо из современных живописцев, тогда как новая темпера благодаря своему составу не нуждается в особых приемах, предоставляя живописцу полную в этом отношении свободу и вполне отвечает современной манере живописи.

Вывод.

    Итак, положительные свойства темперы превышают ее отрицательные свойства. Недостатки ее, кроме того, условны. Конечно, быстро высыхающие краски затрудняют живопись, но в современной живописи с присущим ей импрессионизмом передача форм практикуется мазком, штрихом и т.п. Таким образом, новая темпера не только отвечает стилю современной живописи, но, можно смело сказать, создана для него.  Темпера обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью. В отличии от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как  объектов, так и их фрагментов.
              Список использованной литературы.

Н.М.Сокольникова «Основы живописи».
Под редакцией А.М.Кантора «Пластические искусства».(1994,1995гг.)
Энциклопедия для детей «Искусство» издательский центр «Авантар+» (1999г.)

Приложение к творческому проекту
Михайловой Марины Анатольевны
Ученицы 11 «а» класса (эстетический профиль)
МОУ «СОШ № 63»

Замысел. Изучение материала.

Цветовые поиски.

Грунтовка основы с нанесенным рисунком.

Работа цветом.

Коллаж.

«Золотой дождь».

Последние штрихи.

Презентация к выступлению.

3.2 Как мы додумались совместить батик с элементами коллажа.
Коллаж – (французское слово collage – приклеивание, наклейка) – распространенная в 20 веке техника создания картин, графических произведений, состоящая в применении различных наклеек из плоских (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей) или объемных (куски проволоки, дерева, веревок, металла) материалов. Коллаж был введен П. Пикассо и Ж. Браком, которые систематически применяли его начиная с 1912 года. К этой технике обращались также футуристы, дадаисты, художники русского авангарда. Эстетика коллажа - это эстетика фрагмента реальности, включенного в контекст живописи и наделенного в ней новым изобразительным или символическим смыслом.
Я считаю возможным применения элементов коллажа не только в живописи но и в батике. Более того, именно в синтезе различных видов искусства я вижу дальнейшее развитие изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Синтез подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Их образное и композиционное единство способно оказывать на человека многослойное эмоциональное воздействие.

3.3 Исправление неудачных или испорченных работ в технике батика.

Работа в технике свободной росписи выглядит незавершенной. Она создает грустное настроение. Автор решает оживить ее и сделать более декоративной.

Органза и атласная ткань вырезается в форме крон деревьев и слегка мохрится.

Ткань подклеивается при помощи клея «Титан».
В завершении детали работы подчеркиваются  золотым и черным контурами «DECOLA».

Работа утратила живописность но приобрела вид декоративного панно.

Интересная по замыслу работа безнадежно испорчена подтеками.
Мы решили перекрыть неудачные места аппликацией.
Аппликация выполнена из готовых цветов и листьев.

Теперь «Флора имеет законченный вид.

Нам удалось скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства работы

Золотым контуром рисуем на листьях прожилки и усики винограда. Черным – подчеркиваем контуры лица и фруктов.

Попытка расписать ткань по синтетической ткани с самого начала была не очень удачной. Вся надежда на краску «DECOLA».

Пока работаем над мелкими деталями все получается.

Когда дело доходит до фона наступает катастрофа. Краска протекает насквозь и не хочет ровно ложиться.

Попытаемся спасти положение при помощи золотой сетки и контуров для керамики.

Положение значительно улучшилось.

Ракушки окончательно отвлекли внимание от испорченного фона.
«Рыба» заслужила право на существование.

Интерес учеников к батику всегда был велик. Но во время прохождения курсов, на занятиях по ДПИ в школе искусств №4 я предложила ученикам специально пофантазировать в направлении нетрадиционных форм батика. Идеи, предложенные учениками, оказались гораздо интереснее и оригинальнее моих собственных замыслов. Работы сейчас находятся в стадии выполнения. Предложенные детьми варианты поражают меня нестандартностью. Здесь и многослойный батик из прозрачной ткани с дополнением шелковыми нитями, и большое декоративное панно с вышивкой лентами, объемные композиции на проволочном каркасе. Права поговорка: «Никогда о себе всего не узнаешь, пока в деле себя не попробуешь».

Заключение

Изготовленные собственными руками изделия для интерьера придадут ему неповторимость. Создавать декоративные панно любого размера и любой тематики очень увлекательно. Зачастую, продумать композицию заранее невозможно. Мотивы рождаются исходя из подручного материала. Комбинирование, подбор различных по фактуре материалов помогают отойти от традиционных форм батика, позволяют экспериментировать, сделать батик объемным, более точно передать настроение художника.
Мы еще не работали над декоративными панно коллективно. Каждый автор решал композиционные задачи самостоятельно. Но у нас еще все впереди. Благодаря накоплению и изучению материала, книге Е. Э. Аллахвердовой у меня возникло множество идей, жаждущих воплощения.
Благодаря практической части курсов мои собственные знания о различных направлениях работы в декоративно – прикладном искусстве значительно расширились.
Если вас заинтересовало наше направление работы, вооружитесь фантазией, поройтесь в запасах различных мелочей и вперед – к творчеству

Библиография.

Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. Москва 1981.
Г. М. Логвиненко. Декоративная композиция. Москва 2008.
Е. Э. Аллахвердова. Батик. Глина. Дерево. Москва 2001.
М. О. Синеглазова. Распишем ткань сами.  Москва 2001.
Л. Алферов. Учебный курс технологии росписи. Ростов – на – Дону 2000.
Искусство батика. Для начинающих и студентов художественных вузов. Модные изделия изысканного дизайна. Москва 2000.
Роспись по шелку. Журнал «Валентна». № 1 1995.
Краткий терминологический словарь «Пластические искусства». Москва 1995.
Журнал «Народное творчество» №5 1997; № 1 2000; №5 1998; №4 1994.
Журнал «Советская женщина» № 10 1995.
Р. А. Гильман. Художественная роспись тканей.
С. М. Темерин. Роспись тканей.
А. А Ярыгина. Этот чудесный батик. Технология.
Ю. С. Сараева. Роспись по ткани.
О В. Танкус, Л. М. Гороховская. Технология росписи тканей

2

Вся курсовая работа была богато проиллюстрирована. Кое что из иллюстраций смотрите дальше.

3

К курсовой работе ученицы.

4

Продолжаем.

5

И еще немного.

6

И финал.

7

А вот остальные фотографии не сохранились. Может где и найду, тогда добавлю. Извините :dontknow:


Вы здесь » Круглякова Светлана Васильевна. Сайт учителя изобразительного искусства » Методическая копилка » Курсовая работа в ЧРИО (Чебокс.Республиканский институт образования)