Педагогические технологии на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры
Обобщение опыта работы учителя МОУ «СОШ №63 г. Чебоксары» Кругляковой С. В.
Совещание при директоре 13. 12 2010
Тезаурус
Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»).
Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
По ориентации на личностные структуры:
информационные технологии (формирование, умений, навыков по предметам — ЗУН),
операционные (формирование способов умственных действий — СУД),
эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН),
технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности — СУМ),
эвристические (развитие творческих способностей),
прикладные (формирование действенно-практической сферы — СДП).
Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психо-терапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются :
Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической
направленностью на поддержку личности, помощь ей.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности.
Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании
Кроме общеобразовательной школы я работаю в ДШИ №4. Веду занятия эстетического отделения.
Программа, по которой я работаю, составлена на основе примерной программы:
«Мой мир в рисунке» Н. Ю. Сергеевой Программа развития личности ребенка младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства.
В современных условиях развития общества наши дети нуждаются в эмоциональной поддержке. Мы должны учить детей решать некоторые свои проблемы самостоятельно, учить ориентироваться в своих чувствах и переживаниях. В этом плане у уроков изобразительного искусства огромные возможности, которые мы попытаемся реализовать.
Рисование, живопись, лепка, конструирование – это безопасные способы разрядки напряжения, возможность выразить свои мысли, переживания и конфликты, познать и утвердить свое «я». Занятия художественным творчеством рассматриваются как значимый психокоррекционный фактор.
Данная программа рассчитана на три года обучения, с первого по третий классы общеобразовательной школы, и подходит для детей с шестилетнего возраста.
Начальный этап обучения в школе создает повышенную нагрузку на нервную систему и психическую сферу ребенка. Это связано с существенным изменением привычных для ребенка условий бытия, что нередко приводит к школьной неуспеваемости и развитию таких черт личности как тревожность, агрессивность, замкнутость. Эти качества могут стать предвестниками развития невроза и психосоматических болезней. Статистика показывает ухудшение здоровья школьников, а в структуре преобладают заболевания нервной системы.
Предлагаемая программа направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья школьников. Программа отличается от существующих программ художественного воспитания тем, что не ставит цель научить ребенка правильно и красиво рисовать. Это попытка развить в ребенке способность чутко воспринимать свою сущность и мир, расширить горизонты его чувственного опыта.
Цель программы состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.
Основные задачи программы:
1. Развитие способности к самопониманию, пониманию ценности и уникальности другого человека.
2. Формирование положительной «Я – концепции».
3. Преодоление барьеров в общении.
4. Обучение приемам и навыкам изобразительного искусства.
5. Совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром.
Программа делится на основные блоки:
• Я живу на земле.
• Кто я?
• Я живу среди людей.
• Никогда о себе ничего не узнаешь, пока в деле себя не попробуешь.
Основные идеи первого года обучения:
• Я частица окружающего мира, я и природа едины, я люблю все, что окружает меня на Земле.
• Я хороший, у меня доброе сердце, я слышу, я вижу, я люблю и нуждаюсь в любви.
• Я люблю своих родителей, своих друзей, свой дом. Я хочу, чтобы меня тоже любили и защищали.
Основные идеи второго года обучения:
• Земля и природа полны неожиданностей. Могущественные силы природы приносят великую пользу, но и таят в себе смертельную опасность.
• Я человек, у меня есть положительные и отрицательные черты характера, сильные и слабые стороны, но я хочу научиться контролировать свои эмоции.
• Нет плохих и хороших людей, мы все разные, мы все чувствуем, любим. Мы должны учиться жить среди людей.
Основные идеи третьего года обучения:
• Не существует остановки в природе, все движется вперед, все развивается. Но существуют законы мироздания, которые действуют на все времена.
• Мир вокруг меня – родственная мне сфера бытия. Путь познания себя бесконечен. Главное оставаться человеком.
• Мы – это целый мир. В нас будущее. То, что мы отдаем, то и получаем обратно, только в большем объеме. Да будет так.
В работе эстетического отделения я зачастую использую приемы релаксации. Очень помогает в работе творчество художницы и поэтессы Аллы Тер – Акопян.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
По содержанию модернизаций и модификаций:
Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Это технологии с профессиональной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.
Активизация и интенсификация деятельности
учащихся (игровые технологии, проблемное обучение,
технология обучения на основе конспектов опорных
сигналов, коммуникативное обучение и др).
Эффективная организация и управление процессом обучения.
Программированное обучение, технологии дифференцирован-ного обучения, технологии индивидуализации, перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении, групповые и коллективные способы обучения, компьютерные технологии и др.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
на опережающей основе
На пути движения от известного к неизвестному используется принцип перекрестной деятельности учителя, на линии которой располагаются опережающие задания, опережающие наблюдения как разновидности опережающих заданий, изложенных с элементами опережения. Перечисленное в совокупности называют опережением, оно способствует эффективной подготовке учащихся к восприятию нового материала, активизирует их познавательную деятельность, повышает мотивацию учения, выполняет другие педагогические функции. Урок включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. Складывается новая система (ближнее опережение — в пределах урока, среднее — в пределах системы уроков, дальнее — в пределах учебного курса).
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
На личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе,
Личностно-смысловая организация учебного процесса предполагает создание эмоционально-психологических установок посредством ярких образов. Учебный процесс оказывается личностноориентированным.
Технология предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока; в ряде точек она пересекается с известными методами внушения, погружения и мозговой атаки.
В качестве педагогического фактора используется высший класс эмоций — интеллектуальные и нравственные эмоции.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
На ситуативной, прежде всего на игровой, основе
имитация реальной действительности и совмещение учебного процесса с реальной жизнедеятельностью учащихся.
На диалоговой основе
вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Субъект - субъектные отношения реализуются на уроке не только в сфере знаний, но и в нравственно-этической сфере.
Для подготовки презентации использованы материалы лекций:
«Современные педагогические технологии»,
«Классификация педагогических технологий»,
прослушанных на курсах повышения квалификации в ЧРИО