Круглякова Светлана Васильевна
Сайт учителя ИЗО

Круглякова Светлана Васильевна. Сайт учителя изобразительного искусства

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Рабочие программы и тематический план

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Рабочие программы по ИЗО " 2 - 4 классы. Под редакцией Б. М. Неменского
Изобразительное искусство и художественный труд 2 - 4 классы

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 - 4 классов разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2005 г.).

Программа предполагает цело¬стный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гу¬манной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художествен¬ного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобрази¬тельном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает воз¬можность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приори¬теты современного школьного образования.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную гра¬мотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно¬стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор¬мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа¬ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа¬лизации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельно¬сти. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной сум¬мой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетен¬циями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, рефлексивной.
Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего об¬разования:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразитель¬ного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессио¬нального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, много¬национальной культуре.

В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей дейст¬вительности.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стер¬жень программы занятий по изобразительному искусству.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенно¬стями развития учащихся..
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается органи¬зация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.

Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного об¬разования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравст¬венных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об ис¬тинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и пат¬риотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообра¬зие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оцени¬вать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, со¬временных).

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительно¬сти: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятель¬ности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призва¬ны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1 учебных часов в неделю (все¬го 34 часов за учебный год).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение органи¬зовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит по¬стоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к пред¬мету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации сле¬дующих аспектов обучения младших школьников:
■ развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, ис¬торического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
■ воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поко¬лений;
■ создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, мате¬риалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учеб¬ника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Количество часов:
• в год – 34
• в неделю – 1

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса (базовый уровень)
Учащиеся  должны знать/понимать:
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
уметь:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю¬
страциях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев¬ной жизни:
• для самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Требования к уровню подготовки учащихся  (продвинутый уровень) Учащиеся  должны уметь:
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
• использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
• решать творческие задачи на уровне импровизаций;
• создавать творческие работы на основе собственного замысла;
• выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в худо¬жественном изделии;
• моделировать предметы бытового окружения человека;
• применить навыки несложных зарисовок с натуры;
• создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
• сформулировать замысел;
• построить несложную композицию;
• воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
• анализировать результаты сравнения;
• использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
• передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, де¬коративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
• (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
учебники:

1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство «Искусство и ты». 2 класс. Учебник под редакцией Б. Неменского. – М.: «Просвещение», 2008
2. Б. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2009
3. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень)
Учащиеся  должны знать/понимать, уметь:

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• названия наиболее крупных художественных музеев России;
• названия известных центров народных художественных ремесел России;
• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
• различать основные, составные, теплые, холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
• применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев¬ной жизни:
• для самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев ИЗО и народного творчества;
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно- ориентационной, рефлексивной
Требования к уровню подготовки учащихся  (продвинутый уровень) Учащиеся  должны уметь:
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников ;
• использовать художественные материалы (акварель, гуашь,мелки, фломастеры, пластилин, бумага);
• решать творческие задачи на уровне импровизаций;
• создавать творческие работы на основе собственного замысла;
• выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в худо¬жественном изделии;
• моделировать предметы бытового окружения человека;
• применить навыки несложных зарисовок с натуры;
• создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
• сформулировать замысел;
• построить несложную композицию;
• воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
• анализировать результаты сравнения;
• использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
• передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, де¬коративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
• (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
учебники:

1. Горяева Н. А. Неменская Л. А. Изобразительное искусство «Искусство вокруг нас». 3 класс. Учебник под редакцией Б. Неменского. – М.: «Просвещение», 2008
2. Б. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2009
3. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (базовый уровень)
Учащиеся  должны знать/понимать, уметь:

• основные жанры и виды  изобразительных искусств;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• наиболее крупные художественные музеи России;
• известные центры народных художественных ремесел России;
• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
• различать основные, составные, теплые, холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
• применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки

ученики должны быть способны решать следующие практические задачи:
• для самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев ИЗО и народного творчества;
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно - ориентационной, рефлексивной
Требования к уровню подготовки учащихся  (продвинутый уровень) Учащиеся  должны уметь:
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников ;
• использовать художественные материалы (акварель, гуашь,мелки, фломастеры, пластилин, бумага);
• решать творческие задачи на уровне импровизаций;
• создавать творческие работы на основе собственного замысла;
• выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в худо¬жественном изделии;
• моделировать предметы бытового окружения человека;
• применить навыки несложных зарисовок с натуры;
• создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
• сформулировать замысел;
• построить несложную композицию;
• воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
• анализировать результаты сравнения;
• использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
• передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, де¬коративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
• (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
учебники:

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство «Каждый народ - художник». 4 класс. Учебник под редакцией Б. Неменского. – М.: «Просвещение», 2008
2. Б. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2009
3. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»

2

Тематическое планирование ИЗО 2 класс
Раздел 1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ (8 часов)
1.Три основные
краски,
строящие
многоцветие
мира

Рассказ, бесе¬да, демонстра¬ция наглядных пособий, цве¬товой круг, игра
основные и состав-ные цвета,
первичные живописные навыки, художественные
материалы (гуашь)

Индивидуальная, изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

2.Пять красок - все богатство цвета и тона
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра
Жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж

Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

3.Пастель и цветные мелки, их выразительные возможности

Жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж.  Художественные материалы (акварель)

Индивидуальная,  изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

4. Выразительные возможности аппликации

различные виды
изобразительного искусства
(графика, живопись, декоративно - прикладное творчество), художественные
материалы (бумага), основные средства
художественной выразительности в декоративных работах

Парная, создание    аппликации  «Осенний листопад»    по памяти и впечатлению

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

5. Выразительные возможности графических материалов

Вид изобразительного искусства – графика. Настроение в творческой работе с помощью линии, художественные материалы (тушь, уголь)

Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

6. Выразительность материалов для работы в объеме

Скульптура как вид изобразительного искусства, особенности ее восприятия

Индивидуальная, лепка животных  по впечатлению

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

7 Выразительные возможности бумаги

Средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности

Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки
урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

8 Для художника любой материал может стать выразительным

Основные средства
художественной выразительности в творческих работах, навыки работы с «неожиданными»
материалами, конструктивной
фантазии и наблюдательности

Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги
урок обобщения и систематизации изученного, практического применения знаний, умений

Раздел  2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 часов)

9 Изображение и реальность

Иллюстрации Е. Чарушина. Рисунки В. Ватагина.
В. Бианки. Рассказы о животных.
Загадки о животных

Индивидуальная, изображение характера или настроения животных. Материалы: Тушь или гуашь 2 – 3 цветов

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

10 Изображение и фантазия

Фантастические животные в народном творчестве (Сирин и Алконост, дымковские индюки, Львы и русалки в резьбе по камню и дереву)

Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных. Материал по выбору

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

11 Украшение и реальность

Украшения в природе (сосульки, морозные узоры на стекле, тропические рыбки и птицы, растения и насекомые)

Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

12 Украшение и фантазия

Кокошники, кружево, роспись ткани, ювелирные украшения на основе природных форм

Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы. Вырезание из цветной и белой бумаги

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

13 Постройка и реальность

Постройки в природе (коробочки мака, хлопка, стручки, моллюски)

Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

14 Постройка и фантазия

Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Фрагменты сказок с описанием фантастических зданий.

Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города. Цветная и белая бумага

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

15 Братья -  мастера изображения, украшения и постройки всегда работают вместе

Основные средства
художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах

Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек

урок обобщения и систематизации изученного, практического применения знаний, умений

Раздел 3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11ч.)

16 Изображение природы в разных состояниях

Жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж.

Теплые
и холодные цвета. Пейзажи Левитана, Синьяка, Айвозовского

Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

17 Выражение характера изображаемых животных

Рисунки В. Ватагина, И. Ефимова, Е. Чарушина. Основные средства
художественной выразительности живописи

Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Материалы: Акварель, гуашь, восковые мелки по выбору

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

18 - 19 Образ и характер человека в живописи и графике

Человек – главная тема в искусстве. Рембрандт «Портрет старушки», «Портрет старика», Архипов «Портрет крестьянки», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Серов «Портрет П. А. Мамонтовой», Репин «Портрет П. М. Третьякова»

Индивидуальная, изображение веселых и  грустных, злых и добрых  героев сказок. Материалы: Акварель, гуашь, восковые мелки по выбору

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

20 Образ человека и его характер, выраженный в объеме

Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умения использовать художественные материалы (пластилин). В. Мухина «Ветер», О. Эльдаров «Четыре возраста»

Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

21 Человек и его украшения

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Женские портреты в русском народном костюме. Кокошники, сумочки и кошельки с декором (золотое шитье, бисер)

Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги кокошников заданной формы

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

22 Выражение характера человека через украшения

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Воинские доспехи русских воинов, щиты, оружие

Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов за¬данной формы

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

23 Выражение намерений через украшение

Умение построить композицию, формулировать собственный замысел. А. С. Пушкин «Сказка о царе  Салтане...»; Н. Рерих «За¬морские гости»

Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

24 - 25 Образ здания и его назначение

Развитие художественного объемно-пространственного мышления.
М. Врубель «Богатырь», древние крепостные башни, русская красавица, храм Покрова на Нерли, готический собор, европейский средневековый костюм

Коллективно-индивидуальная, конструирование здания с определенным образом

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

26 В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение

Ролевая игра «Мы художники и зрители»
Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.
Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге

урок обобщения и систематизации изученного, практического применения знаний

Раздел 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО (8 часов)

27 Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета

Основные и составные, теплые и холодные цвета, цветовой круг. Понятие гармоничного контраста

Индивидуальная, изображение угасающего костра

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

28 Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета

Развитие композиционного мышления и воображения, умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Индивидуальная, изображение Солнечного города или царства Снежной королевы

урок обобщения и систематизации изученного, изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

29 Линия как средство выражения: ритм линий

Линейные ритмы в природе (стволы деревьев, хвощи и травы, пески пустыни, ручьи)

Индивидуальная, изображение весенних ручьев

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

30 Линия как средство выражения: характер линий

Разные характеры линий в природе (веточки березы, корявые сучья дуба, сосны)

Индивидуальная, парная, изображение ветки с определенным характером и настроением урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

31 Ритм пятен как средство выражения

Ритм – повтор , чередование форм, линий, цветных или черных и белых пятен).
Рисунки Т. Мавриной

Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

32 Пропорции выражают характер

Соотношение частей тел птиц разных видов. Последовательность изображения птицы

Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером пропорций

урок изучения новых знаний, формирования новых умений и навыков

33 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности

Теплые и холодные, тихие и звонкие цвета. Ритм цветовых пятен. Композиция.

Коллективная, создание пан¬но «Весна. Шум птиц»

урок обобщения и систематизации изученного, практического применения знаний, умений

34 Обобщающий урок года

Ролевая игра-беседа «Мы художники и зрители» Выставка.

Умение участвовать в диалоге, вступать в общение друг с другом по поводу от-ношения к искусству

урок обобщения и систематизации изученного, практического применения знаний

3

Тематическое планирование ИЗО 3 класс

Раздел 1. Искусство в твоем доме (8 ч)

1 - 2 Твоя игрушка

Богородская деревянная игрушка, филимоновская, дымковская, каргопольская глиняные игрушки, матрешки разных художественных центров

Индивидуальная, «моя любимая игрушка», «Игрушки народных мастеров» (акварель, гуашь, Фломастеры)

Изучение и первичное закрепление знаний, формирование новых умений

3 Посуда у тебя дома

Повседневная и праздничная современная посуда. Старинная посуда, гончарный круг. Хохлома, Гжель

Индивидуальная.
Проект чайного сервиза (акварель, гуашь)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

4 Мамин платок

Павлово - посадские платки и шали. Батики. Композиция орнамента в квадрате

Индивидуальная.
Эскиз платка для мамы, бабушки или сестренки (акварель, гуашь, фломастеры)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

5 Обои и шторы у тебя дома

Обои и шторы в формировании интерьера. Понятие ритма в орнаменте. Цветовая гармония

Индивидуальная.
Рисунок обоев для детской комнаты на основе сетчатого орнамента (акварель, гуашь, фломастеры)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

6 - 7 Твои книжки

Виды детских книжек и книг по искусству. И. Билибин, Е. Чарушин. Книги для самых маленьких

Коллективная.
Работа в группах над макетом книги – раскладушки или игрушки

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

8 Поздравительная открытка

История возникновения и развития открытки. Рукотворная и полиграфическая открытка

Индивидуальная.
Открытка – подарок или пожелание (картон, гуашь, аппликация, фото-коллаж  по выбору)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)

9 Памятники архитектуры

Понятие памятника архитектуры. Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в Москве, Б. Баженов «дом Пашкова», архитектурный комплекс «Кижи»

Парная.
Проект здания (акварель, гуашь, пастель, аппликация по выбору)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

10-11 Витрины на улицах

Назначение, варианты дизайна витрин магазинов. Единство стиля оформления витрины и дома, всей улицы

Индивидуальная,
Макет витрины в коробке из под конфет (аппликация, коллаж)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

12 Парки, скверы, бульвары

Назначение и планировка различных парков. Петергоф, Кусково. Диснейленд, Мамаев курган

Парная.
Образ парка (живописная композиция с элементами аппликации)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

13 Ажурные ограды

Ажурные ограды. Художественная ковка, литье

Индивидуальная,
Ажурные ограды для парка, нарисованного на прошлом уроке (сквозное вырезание, квиллинг)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

14 Волшебные фонари

Исторические и современные фонари. Единство стиля улицы и фонаря

Индивидуальная,
конструирование из бумаги с элементами квиллинга фонарика для нового года

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

15 Удивительный транспорт

Старинные и современные транспортные средства

Индивидуальная,
Конструирование из бумаги автомобиля будущего или старинного автомобиля по выбору

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

Раздел 3. Художник и зрелище (10 ч)

16 Художник и цирк

Костюмы и реквизит актеров цирка

Индивидуальная.
Композиция «Веселое цирковое представление»

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

17 Художник и театр

Декорации и костюмы в театральном представлении. Макет сцены

Коллективная,
Театр на столе. Работа в группах. Распределение задач (главный художник, декоратор, художник по костюмам).  Макет на основе коробок от конфет

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

18 Образ театрального героя

Игровой урок. Мини спектакль при помощи макета, изготовленного на прошлом уроке

Коллективная,
Презентация проекта в игровой форме

Обобщение и систематизация знаний, умений, урок практического применения знаний, умений

19 -20 Театр кукол

История возникновения и развитие кукольного представления. Перчаточные куклы, марионетки, тростевые куклы

Коллективная,
Работа в группах над макетами перчаточных кукол для выбранного самостоятельно спектакля. В конце второго урока – мини спектакль

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений, урок практического применения знаний, умений

21 Маска

Театральные маски древнегреческого театра, японского театра, итальянской комедии масок

Индивидуальная,
Изготовление карнавальной маски (картон, ткань, перья, бисер, тесьма по выбору)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

22 Афиша и плакат

Афиша и плакат. Роль художника рекламиста для успешности спектакля. Взаимосвязь шрифта и изображения

Индивидуальная,
Эскиз плаката – афиши для спектакля (техника исполнения по выбору)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

23-24 Праздник в городе

День города. Варианты оформления улиц и площадей к празднику. Растяжка, плакат, эстрада, фейерверк

Индивидуальная,
Композиция «день города» (формат А3, акварель, гуашь по выбору3)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

25 Школьный карнавал

Проект  разработки необычного карнавального костюма

Коллективная,
защита проектов, выполненных группами в течение четверти

урок практического применения знаний, умений

Раздел 4. Художник и музей (9 ч)

26 Музей в жизни города

Понятия – музей, экспозиция, коллекция. Музеи нашего города. Музеи изобразительных искусств

Индивидуальная,
эскиз  экспозиции школьного музея (выбор техники исполнения свободный)

Изучение и первичное закрепление
знаний

27 Картина – особый мир

Виды и жанры изобразительного искусства. Коллекция чувашского государственного художественного музея

Индивидуальная,
Композиция «Что я видел в художественном музее» (выбор техники исполнения свободный)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

28 Картина-пейзаж

Пейзажи Левитана, Саврасова, Коро, Бакшиева. Умение почувствовать настроение природы. Способы передачи настроения в пейзаже

Индивидуальная,
Два пейзажа, одинаковых по сюжету, но разных по настроению (акварель, гуашь)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

29 Картина-портрет

Портреты Рокотова, Серова, Боттичелли и других мастеров

Индивидуальная,
«Портрет лучшего друга», «портрет любимого человека» (акварель, гуашь, пастель по выбору)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

30 Картина-натюрморт

Натюрморты Стожарова, Петрова – Водкина, Поленова, «малых голландцев»

Индивидуальная,
Натюрморт «Праздничный стол», «мои увлечения» (гуашь)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

31 Скульптура в музее и на улице

Памятник, парковая скульптура, скульптура малых форм.  В залах музея изобразительных искусств А. С. Пушкина

Индивидуальная,
Скульптурная композиция «Балет» (пластилин)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

32 -33 Картины исторические и бытовые

Понятие исторической и бытовой картины. Ценность этих жанров для потомков, историков. Возникновение и развитие жанров

Индивидуальная,
«Этих дней не смолкнет слава» - картина с историческим сюжетом ВОВ (техника исполнения свободная)

Изучение и первичное закрепление
знаний, формирование новых умений

34 Художественная выставка

Мы художники и зрители. Коллективная, Создание экспозиции работ 4 четверти.

Обобщение и систематизация знаний, умений