Круглякова Светлана Васильевна
Сайт учителя ИЗО

Круглякова Светлана Васильевна. Сайт учителя изобразительного искусства

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Выступление на учительской НПК

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Выступление на городской НПК учителей изобразительного искусства в рамках «Ассоциации педагогических работников г. Чебоксары «21 век»
23 марта 2012

Элементы арт–терапии на занятиях живописью и графикой в рамках ГПД

Обычный школьный урок ИЗО и занятие арт-терапией ставят перед собой разные задачи. Во время урока главное – научить, а во время занятия арт-терапией главное – раскрепостить психику. Арт-терапевтические занятия разработаны с целью помочь человеку пересечь порог внутри своего сознания, чтобы он мог услышать и почувствовать мудрость интуиции в самом себе. Таким образом, занимаясь арт-терапией, человек тоже учится, но не так, как мы к этому привыкли.

Арт-терапия – это безопасный, эффективный, адекватный и приносящий радость способ изучения и корректировки внутреннего мира человека.

Арт-терапия является формой терапии творчеством и связана главным образом с визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой).

Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а так же на мысли Юнга о персональных и универсальных символах.
В последние два – три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным инструментарием.

Среди этих теоретических представлений последнего времени наиболее интересными для меня показались следующие:
- психология игровой деятельности;
- психология измененных состояний сознания, трактующая арт-терапевтическую активность в состоянии творческого вдохновения как прогрессивный адаптационный механизм один из компонентов целостной реакции организма, направленной на достижение динамического равновесия.

Привлекательность метода арт-терапии для современного человека в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействовано правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие.  Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того работы правого полушария мозга требуют – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей, романтизм любовных отношений.

Я работаю в школе №19 первый год.

Школа имеет статус республиканской экспериментальной площадки:
- республиканская экспериментальная площадка «Специальный (коррекционный) класс VII вида – для детей с задержкой психического развития»;
- республиканская площадка по апробации и внедрению здоровьесберегающих технологий;
- республиканская экспериментальная площадка «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на основе интеграции».

Партнером нашей школы является Республиканское государственное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».
Таким образом, в школе ведется большая профессиональная психологическая работа.
С октября 2011 года в рамках ГПД я начала вести курс «Живопись и графика» в классах полного дня, и сразу решила для себя ввести в рамках этих занятий элементы арт-терапии.

Первоклассники

Начальный этап обучения в школе создает повышенную нагрузку на нервную систему и психическую сферу ребенка. Это связано с существенным изменением привычных для ребенка условий бытия, что нередко приводит к школьной неуспеваемости и развитию таких черт личности как тревожность, агрессивность, замкнутость. Эти качества могут стать предвестниками развития невроза и психосоматических болезней. Статистика показывает ухудшение здоровья школьников, а в структуре преобладают заболевания нервной системы.

За основу я взяла программу Н. Ю. Сергеевой «Мой мир в рисунке»

Предлагаемая программа направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья школьников. Программа отличается от существующих программ художественного воспитания тем, что не ставит цель научить ребенка правильно и красиво рисовать. Это попытка развить в ребенке способность чутко воспринимать свою сущность и мир, расширить горизонты его чувственного опыта.

Блок 1. Я живу на земле
Основная идея: Я частица окружающего мира, я и природа едины, я люблю все, что меня окружает на земле.
Некоторые темы: Рисунок на свободную тему (диагностика); несуществующее животное (диагностика); мое дерево (я частица окружающего мира); цвета радуги (я частица окружающего мира); ангел земли,  ангел воды, ангел воздуха, гимн солнцу (я люблю все, что меня окружает).

Блок 2. Кто я?
Основная идея: Я хороший, у меня доброе сердце, я слышу, я вижу, я чувствую, я люблю и нуждаюсь в любви.
Некоторые темы: Мое настроение; какого цвета мир?; я чувствую музыку; мои сны; мои желания; мои страхи, я тебя не боюсь; если бы я был волшебником.

Блок 3. Я живу среди людей
Основная идея: Я люблю своих родителей, своих друзей, свой дом. Я хочу, чтобы меня тоже любили и защищали.
Некоторые темы: Моя семья; что бы я хотел сказать маме; рисование с партнером; мои бабушка и дедушка; наша школа.

Блок 4.  Никогда о себе ничего не узнаешь, пока в деле себя не попробуешь
Развивающие упражнения. Упражнения по  работе с графическими материалами (характер линии, черное и белое, ритмы музыки – ритмы линий). Упражнения по работе акварелью (метод работы по сырому, метод лессировок). Пленер (зарисовки живых цветов и веток растений).

4А, 4Б классы

Блок 1 Я живу на земле
Основная идея: Не существует остановки в природе, все движется вперед, все развивается. Но существуют законы мироздания, которые действуют во все времена.
Некоторые темы: Мудрость природы. Общение с животными и растениями. Прошлое нашей планеты. Будущее нашей планеты. Путешествие во времени. Энергия добра.

Блок 2 Кто я?
Основная идея: Мир вокруг меня – родственная мне сфера бытия. Путь познания себя бесконечен. Главное оставаться человеком.
Некоторые темы: Мой жизненный путь. Мой любимый герой. «Потому что я – человек» В. А. Сухомлинский.

Блок 3 Я живу среди людей
Основная идея: Мы – это целый мир. В нас будущее. То, что мы отдаем, то и получаем обратно, только в большем объеме. Да будет так.
Некоторые темы: Мы и вселенная. Урок мудрости и уважения к старшим. Мир твоему дому. Мои друзья (коллективная работа). Наша школа (коллективная работа).

Блок 4.  Никогда о себе ничего не узнаешь, пока в деле себя не попробуешь
Памятники нашего города (коллективная работа в технике коллаж). Музеи изобразительного искусства (экскурсия).

Что необходимо  для реализации программы

Чтобы читать и узнавать новое о ребенке по его рисункам, этот процесс еще нужно правильно организовать, заинтересовав юного  художника. Понятное дело, что большинство детей  охотно соглашаются на такое творчество. Но и это стремление нужно всячески поддерживать.

Во-первых – инструменты и материалы: бумага, карандаши, фломастеры, краски и кисточки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, неожиданные материалы. Мы решили проблему выбора материала и размера бумаги, заведя папки, в которых лежит весь «арсенал» юного художника.

Во-вторых, давайте возможность ребенку выбора. Хочет много бумаги – пусть берет. Хочет рисовать одновременно карандашом и маркером – на здоровье.

В-третьих, не ограничивайте слишком сильно свободу передвижения. Дети могут работать сидя, стоя и в любой, удобной им позе.
Желательно музыкальное сопровождение.

Условия подбора техник и приемов создания изображений

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.  Дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями и т.д. Немного фантазии, и кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи.

Приемы работы: изобразительные техники

Марания. В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-терапии, речь идет о спонтанных рисунках  младших школьников, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода.

Штриховка, каракули. Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги.

Штриховки и каракули могут иметь различное воплощение:
• заполнение пространства (тонирование, создание фона, закрашивание штрихами выделенной поверхности) ;
• рисование отдельных линий или их сочетаний (передача «характера» и взаимоотношений линий, например, грустной, испугавшейся линии, ссоры; так же появляются волны, лучи солнца, ветер, языки огня, взрывы, препятствия) ;
• изображение объектов и символов в ритмической манере.

Монотипия. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
Можно получать разные оттиски:
•  если проглаживать верхний лист с разным нажимом;
•  если на оригинал наносить много/мало краски;
•  если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его

полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.

Рисунок на стекле. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

Рисование предметами окружающего пространства. На моем занятии дети рисовали мятой бумагой,губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками.

Трехмерные изображения из газет, фольги, пластиковых бутылок и банок. Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Даже деструктивные акты разрывания, комканья, стискивания бумаги нацеливаются именно на созидание Нового. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность», из Ничего создается Что-то. 

Коллективное творчество детей

Работающая  группа имеет тематически-ориентированный характер. Работа делится на следующие этапы:
введение и “разогрев,”
этап изобразительной работы,
этап обсуждения (30-40%).

Этап 1. Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе. Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”, мини-беседа.

Этап 2. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия.

Этап 3. Обсуждение обычно происходит в “чистой” зоне рабочего кабинета. Оно представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе.

Заключение
В настоящее время арт-терапия приобретает все большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы.  Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: «А вдруг меня не поймут или осудят?»

2

Выступление на семинаре
Требования  к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования

утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Пояснительная записка

Основание и цели разработки требований. Данные требования ориентируют на создание необходимых условий для реализации Федерального компонента государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству.
Широкое привлечение  современных  технических средств обучения будет способствовать повышению качества художественного образования, развитию интереса к изобразительному искусству и художественной деятельности, более глубокому восприятию детьми явлений искусства, формированию многообразных представлений о различных гранях пластических искусств, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений.
Новизна разработанных требований. В состав требований включены объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемые не только в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для внедрения стандарта. В рекомендации представлены не конкретные названия объектов и средств материально-технического обеспечения, а их общая номенклатура.
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-художника:
– организация проектной – художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся;
– использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.
Сказанное требует, помимо применения традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения (мультимедийное оборудование с программным обеспечением).
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
Специфика подхода к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения определяется особенностями уроков изобразительного искусства. То, в каких условиях проводится урок, налагает отпечаток на характер художественной деятельности учащихся, восприятия произведений искусства, развития эмоциональной и интеллектуальной сферы школьников. Это обусловливает необходимость обеспечения урока рисовальными принадлежностями, натурным фондом, современной аудио/видео-аппаратурой, мультимедийным оборудованием, наглядными пособиями, дидактическими материалами.
Особенностью урока изобразительного искусства является организация разных форм художественной деятельности школьников. Учащиеся класса попеременно пробуют себя в деятельности художника, графика, скульптора, архитектора, дизайнера, зрителя, критика – ценителя художественного произведения. Все это требует особого подхода к созданию интерьера и оснащению кабинета.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования; учет внутрипредметных и межпредметных связей.
Подача объектов и средств материально-технического обеспечения в виде номенклатуры позволяет учителю применять на занятиях по изобразительному искусству самые различные программно-методические и дидактические материалы.
Специфика урока искусства заключается и в том, что не существует каких-либо проблем, к которым учитель и учащиеся не обращались бы на протяжении всего обучения в школе. В искусстве нет пройденных тем, так же как и пройденных произведений. Как творческий читатель обращается к одному литературному произведению в разные периоды своей жизни, так и наиболее значительные художественные произведения нередко повторяются и в начальной и в основной школе. Каждое новая встреча со знакомым произведением должна обогащаться новыми впечатлениями (просмотр слайдов, репродукций, фрагментов видеофильмов, привлечение произведений музыкального искусства – аудиозаписи, обучающих художественных компьютерных программ и др.).
Включение учащихся с начальной школы в активную художественную деятельность с использованием различных художественных материалов и техник находит свое развитие в основной школе. Таким образом, сохраняется преемственность с начальной школой и обеспечивается углубление содержания художественного образования от класса к классу.
Драматургия урока искусства предполагает наличие яркого кульминационного момента, который нередко возникает благодаря синтезу искусств. Звучание музыки, литературных текстов, наличие слайдов и соответствующих проекторов, репродукций, альбомов по искусству, фрагментов видеофильмов с памятниками архитектуры и изображением природных ландшафтов, обеспечивает связи урока изобразительного искусства с другими школьными предметами (музыка, мировая художественная культура, литература и др.).
Характеристика кабинета. Кабинет изобразительного искусства должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория: наличие мольбертов, диапроекторов, магнитной доски, мультимедийного оборудования.
Выбор помещения и его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02).
Специфика урока изобразительного искусства предъявляет особые требования к рабочему месту учителя: оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям художественной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.

3

№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необх.
кол-во Примечания
    ОШ
   
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
Д Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства
2. Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству
Д
3. Авторские программы по изобразительному искусству Д
4. Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

К При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете по несколько экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.
Учебники по изобразительному искусству К
5. Рабочие тетради К В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников

6.

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)
Д
7.
Методические журналы по искусству

Д Федерального значения

8. Учебно-наглядные пособия
Ф
Д Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства
Д
9. Энциклопедии по искусству, справочные пособия Д по одной каждого наименования
10. Альбомы по искусству Д по одному каждого наименования
11. Книги о художниках и художественных музеях Д по одной каждого наименования
12. Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры Ф Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки
13. Словарь искусствоведческих терминов П
2. Печатные пособия
14. Портреты русских и зарубежных художников Д Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях
15. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента Д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях
16. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта Д
17. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека Д
18. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству Д
19. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте К
3. Информационно-коммуникационные средства
20. Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники Д Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).
Возможно использование следующих программ:
Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9
Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo//
21. Электронные библиотеки по искусству Д Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.
Электронные библиотеки могут размещаться на компакт дисках, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).
22. Игровые художественные компьютерные программы   
4. Технические средства обучения (ТСО)
23. Музыкальный центр
Д Аудио магнитофон и проигрыватель с возможностями использования компактдисков: CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей
24. DVD-проигрыватели Д
25. Телевизор    С диагональю не менее не менее 72 см
26. Видеомагнитофон Д
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением Д В классе информатики для индивидуальной работы учащихся
27. Слайд проектор Д Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон
28. Мультимедиа проектор Д Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
29. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций Д
30. Экран (на штативе или навесной) Д Минимальные размеры 1,25х 1,25
31. Фотоаппарат П Цифровая камера
32. Видеокамера Д
33. Графический планшет Д
5. Экранно-звуковые пособия
34. Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям
Д Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса
35. Видеофильмы:
- по памятникам архитектуры
- по художественным музеям
- по видам изобразительного искусства
- по творчеству отдельных художников
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному искусству
- по художественным технологиям Д По одному каждого наименования
36.
Слайды (диапозитивы):
- по видам изобразительных
( пластических) искусств
- по жанрам изобразительных
искусств
- по памятникам архитектуры
России и мира
- по стилям и направлениям в
искусстве
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному
искусству
- по творчеству художников Д произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой
6. Учебно-практическое оборудование
37. Мольберты К
Настольные скульптурные станки К
38. Комплекты резцов для линогравюры К
39. Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений Ф
40. Краски акварельные К
41. Краски гуашевые К
42. Краска офортная П
43. Валик для накатывания офортной краски П
44. Тушь К
45. Ручки с перьями К
46. Бумага А3, А4 К
47. Бумага цветная К
48. Фломастеры К
49. Восковые мелки К
50. Пастель Ф
51. Сангина К
52. Уголь К
53. Кисти беличьи № 5, 10, 20 К
54. Кисти щетина № 3, 10, 13 К
55. Емкости для воды К
56. Стеки (набор) К
57. Пластилин / глина К
58. Клей Ф
59. Ножницы К
60. Рамы для оформления работ К Для оформления выставок
61. Подставки для натуры П
7. Модели и натурный фонд
62. Муляжи фруктов (комплект) Д
63. Муляжи овощей (комплект) Д
64. Гербарии Ф
65. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Д
66. Гипсовые геометрические тела Д
67. Гипсовые орнаменты Д три-четыре вида
68. Маски античных голов Д два вида
69. Античные головы Д четыре вида
70. Обрубовочная голова Д
71. Модуль фигуры человека П
72. Капители Д ионическая и дорическая
73. Керамические изделия (вазы, кринки и др.) П
74. Драпировки П
75. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) П
8. Игры и игрушки
76. Конструкторы Ф Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона)
77. Театральные куклы Д
78. Маски Д
9. Специализированная учебная мебель
79. Столы рисовальные К
80. Стулья К
81. Стулья брезентовые складные К Для рисования на пленэре
82. Стеллажи для книг и оборудования Д
83. Мебель для проекционного оборудования Д
84. Мебель для хранения таблиц и плакатов. Д Кассетницы, плакатницы