Выступление на городской НПК учителей изобразительного искусства в рамках «Ассоциации педагогических работников г. Чебоксары «21 век»
23 марта 2012
Элементы арт–терапии на занятиях живописью и графикой в рамках ГПД
Обычный школьный урок ИЗО и занятие арт-терапией ставят перед собой разные задачи. Во время урока главное – научить, а во время занятия арт-терапией главное – раскрепостить психику. Арт-терапевтические занятия разработаны с целью помочь человеку пересечь порог внутри своего сознания, чтобы он мог услышать и почувствовать мудрость интуиции в самом себе. Таким образом, занимаясь арт-терапией, человек тоже учится, но не так, как мы к этому привыкли.
Арт-терапия – это безопасный, эффективный, адекватный и приносящий радость способ изучения и корректировки внутреннего мира человека.
Арт-терапия является формой терапии творчеством и связана главным образом с визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой).
Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а так же на мысли Юнга о персональных и универсальных символах.
В последние два – три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным инструментарием.
Среди этих теоретических представлений последнего времени наиболее интересными для меня показались следующие:
- психология игровой деятельности;
- психология измененных состояний сознания, трактующая арт-терапевтическую активность в состоянии творческого вдохновения как прогрессивный адаптационный механизм один из компонентов целостной реакции организма, направленной на достижение динамического равновесия.
Привлекательность метода арт-терапии для современного человека в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействовано правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того работы правого полушария мозга требуют – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей, романтизм любовных отношений.
Я работаю в школе №19 первый год.
Школа имеет статус республиканской экспериментальной площадки:
- республиканская экспериментальная площадка «Специальный (коррекционный) класс VII вида – для детей с задержкой психического развития»;
- республиканская площадка по апробации и внедрению здоровьесберегающих технологий;
- республиканская экспериментальная площадка «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на основе интеграции».
Партнером нашей школы является Республиканское государственное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».
Таким образом, в школе ведется большая профессиональная психологическая работа.
С октября 2011 года в рамках ГПД я начала вести курс «Живопись и графика» в классах полного дня, и сразу решила для себя ввести в рамках этих занятий элементы арт-терапии.
Первоклассники
Начальный этап обучения в школе создает повышенную нагрузку на нервную систему и психическую сферу ребенка. Это связано с существенным изменением привычных для ребенка условий бытия, что нередко приводит к школьной неуспеваемости и развитию таких черт личности как тревожность, агрессивность, замкнутость. Эти качества могут стать предвестниками развития невроза и психосоматических болезней. Статистика показывает ухудшение здоровья школьников, а в структуре преобладают заболевания нервной системы.
За основу я взяла программу Н. Ю. Сергеевой «Мой мир в рисунке»
Предлагаемая программа направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья школьников. Программа отличается от существующих программ художественного воспитания тем, что не ставит цель научить ребенка правильно и красиво рисовать. Это попытка развить в ребенке способность чутко воспринимать свою сущность и мир, расширить горизонты его чувственного опыта.
Блок 1. Я живу на земле
Основная идея: Я частица окружающего мира, я и природа едины, я люблю все, что меня окружает на земле.
Некоторые темы: Рисунок на свободную тему (диагностика); несуществующее животное (диагностика); мое дерево (я частица окружающего мира); цвета радуги (я частица окружающего мира); ангел земли, ангел воды, ангел воздуха, гимн солнцу (я люблю все, что меня окружает).
Блок 2. Кто я?
Основная идея: Я хороший, у меня доброе сердце, я слышу, я вижу, я чувствую, я люблю и нуждаюсь в любви.
Некоторые темы: Мое настроение; какого цвета мир?; я чувствую музыку; мои сны; мои желания; мои страхи, я тебя не боюсь; если бы я был волшебником.
Блок 3. Я живу среди людей
Основная идея: Я люблю своих родителей, своих друзей, свой дом. Я хочу, чтобы меня тоже любили и защищали.
Некоторые темы: Моя семья; что бы я хотел сказать маме; рисование с партнером; мои бабушка и дедушка; наша школа.
Блок 4. Никогда о себе ничего не узнаешь, пока в деле себя не попробуешь
Развивающие упражнения. Упражнения по работе с графическими материалами (характер линии, черное и белое, ритмы музыки – ритмы линий). Упражнения по работе акварелью (метод работы по сырому, метод лессировок). Пленер (зарисовки живых цветов и веток растений).
4А, 4Б классы
Блок 1 Я живу на земле
Основная идея: Не существует остановки в природе, все движется вперед, все развивается. Но существуют законы мироздания, которые действуют во все времена.
Некоторые темы: Мудрость природы. Общение с животными и растениями. Прошлое нашей планеты. Будущее нашей планеты. Путешествие во времени. Энергия добра.
Блок 2 Кто я?
Основная идея: Мир вокруг меня – родственная мне сфера бытия. Путь познания себя бесконечен. Главное оставаться человеком.
Некоторые темы: Мой жизненный путь. Мой любимый герой. «Потому что я – человек» В. А. Сухомлинский.
Блок 3 Я живу среди людей
Основная идея: Мы – это целый мир. В нас будущее. То, что мы отдаем, то и получаем обратно, только в большем объеме. Да будет так.
Некоторые темы: Мы и вселенная. Урок мудрости и уважения к старшим. Мир твоему дому. Мои друзья (коллективная работа). Наша школа (коллективная работа).
Блок 4. Никогда о себе ничего не узнаешь, пока в деле себя не попробуешь
Памятники нашего города (коллективная работа в технике коллаж). Музеи изобразительного искусства (экскурсия).
Что необходимо для реализации программы
Чтобы читать и узнавать новое о ребенке по его рисункам, этот процесс еще нужно правильно организовать, заинтересовав юного художника. Понятное дело, что большинство детей охотно соглашаются на такое творчество. Но и это стремление нужно всячески поддерживать.
Во-первых – инструменты и материалы: бумага, карандаши, фломастеры, краски и кисточки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, неожиданные материалы. Мы решили проблему выбора материала и размера бумаги, заведя папки, в которых лежит весь «арсенал» юного художника.
Во-вторых, давайте возможность ребенку выбора. Хочет много бумаги – пусть берет. Хочет рисовать одновременно карандашом и маркером – на здоровье.
В-третьих, не ограничивайте слишком сильно свободу передвижения. Дети могут работать сидя, стоя и в любой, удобной им позе.
Желательно музыкальное сопровождение.
Условия подбора техник и приемов создания изображений
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.
Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями и т.д. Немного фантазии, и кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи.
Приемы работы: изобразительные техники
Марания. В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-терапии, речь идет о спонтанных рисунках младших школьников, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода.
Штриховка, каракули. Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги.
Штриховки и каракули могут иметь различное воплощение:
• заполнение пространства (тонирование, создание фона, закрашивание штрихами выделенной поверхности) ;
• рисование отдельных линий или их сочетаний (передача «характера» и взаимоотношений линий, например, грустной, испугавшейся линии, ссоры; так же появляются волны, лучи солнца, ветер, языки огня, взрывы, препятствия) ;
• изображение объектов и символов в ритмической манере.
Монотипия. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
Можно получать разные оттиски:
• если проглаживать верхний лист с разным нажимом;
• если на оригинал наносить много/мало краски;
• если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его
полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.
Рисунок на стекле. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.
Рисование предметами окружающего пространства. На моем занятии дети рисовали мятой бумагой,губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками.
Трехмерные изображения из газет, фольги, пластиковых бутылок и банок. Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Даже деструктивные акты разрывания, комканья, стискивания бумаги нацеливаются именно на созидание Нового. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность», из Ничего создается Что-то.
Коллективное творчество детей
Работающая группа имеет тематически-ориентированный характер. Работа делится на следующие этапы:
введение и “разогрев,”
этап изобразительной работы,
этап обсуждения (30-40%).
Этап 1. Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе. Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”, мини-беседа.
Этап 2. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия.
Этап 3. Обсуждение обычно происходит в “чистой” зоне рабочего кабинета. Оно представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе.
Заключение
В настоящее время арт-терапия приобретает все большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: «А вдруг меня не поймут или осудят?»