«О художественно – эстетическом воспитании школьников»
Выступление на совещании при директоре
МОУ «СОШ № 63 г. Чебоксары»
18 апреля 2011
учителя изобразительного искусства
и мировой художественной культуры
Кругляковой С. В.

Прежде, чем говорить серьезно об обучении искусству и тем более об эстетическом воспитании, необходимо создать в школе «исходный уровень». Таким уровнем, то есть здоровой, естественной обстановкой для занятий искусством, должна быть свободно проявляющаяся, осмысленная, энергичная, веселая жизнь детей.

Руководство творчеством сводится, на мой взгляд, к созданию условий для его развития. Каким образом создать данные условия? Многословные теоретические труды о методике преподавания искусства мало чем помогают учителю, оказавшемуся один на один с классом.  Здесь умение слушать ребенка, вставать на его точку зрения, считать ее столь же ценной, как и свою собственную, оказывается важнее, чем многолетнее научно организованное педагогическое воздействие.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать желание, потребность выразить свои впечатления и переживания средствами искусства, дать возможность овладеть средствами искусства и выбрать среди них те, которые наиболее отвечают его индивидуальности.

В нашей школе много лет ведется работа на тему «развитие эмоционального потенциала, как компонента гармоничного развития учащихся». Введено углубленное изучение предмета «изобразительное искусство» в 6-7 классов. Дополнительные часы «основы дизайна» проводятся за счет факультативов.

Помогают найти правильные методы и формы работы с детьми современные педагогические технологии.

Технологии сотрудничества  реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности.

Очень помогает в работе эстетического направления сотрудничество с ЧДШИ №4 и ЦДТ «Росток».

Кроме общеобразовательной школы я работаю в ДШИ №4. Веду занятия эстетического отделения.

Программа, по которой я работаю, составлена на основе примерной программы:

«Мой мир в рисунке» Н. Ю. Сергеевой  Программа развития личности ребенка младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства.
В современных условиях развития общества наши дети нуждаются в эмоциональной поддержке. Мы должны учить детей решать некоторые свои проблемы самостоятельно, учить ориентироваться в своих чувствах и переживаниях. В этом плане у уроков изобразительного искусства огромные возможности, которые мы попытаемся реализовать.

Рисование, живопись, лепка, конструирование – это безопасные способы разрядки напряжения, возможность выразить свои мысли, переживания и конфликты, познать и утвердить свое «я». Занятия художественным творчеством рассматриваются как значимый психокоррекционный фактор.

Используются и другие инновационные технологии:

Гуманизация и демократизация педагогических отношений.  Это технологии с профессиональной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

С 2004 года мы вступили в эксперимент по профильному обучению в 10 -11 классах. Были введены дополнительные часы по мировой художественной культуре, изобразительному искусству и основам дизайна. Три довольно успешных выпуска дали неплохие результаты.

Активизация и интенсификация деятельности учащихся  (игровые технологии, проблемное обучение,  технология обучения на основе конспектов опорных сигналов, коммуникативное обучение и др).

Эффективная организация и управление процессом обучения.

Программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации, перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении, групповые и коллективные способы обучения, компьютерные технологии и др.

на опережающей основе

На пути движения от известного к неизвестному используется принцип перекрестной деятельности учителя, на линии которой располагаются опережающие задания, опережающие наблюдения как разновидности опережающих заданий, изложенных с элементами опережения. Перечисленное в совокупности называют опережением, оно способствует эффективной подготовке учащихся к восприятию нового материала, активизирует их познавательную деятельность, повышает мотивацию учения, выполняет другие педагогические функции. Урок включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. Складывается новая система (ближнее опережение — в пределах урока, среднее — в пределах системы уроков, дальнее — в пределах учебного курса).

   Личностно-смысловая организация учебного процесса предполагает создание эмоционально-психологических установок посредством ярких образов. Учебный процесс оказывается личностно ориентированным.

   Технология предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока; в ряде точек она пересекается с известными методами внушения, погружения и мозговой атаки.

   В качестве педагогического фактора используется высший класс эмоций — интеллектуальные и нравственные эмоции.

На ситуативной, прежде всего на игровой, основе (имитация реальной действительности и совмещение учебного процесса с реальной жизнедеятельностью учащихся).

На диалоговой основе  - вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Субъект - субъектные отношения реализуются на уроке не только в сфере знаний, но и в нравственно-этической сфере.

Дополнительным активизирующим учащихся фактором, являктся постоянное участие в различных конкурсах и выставках на самых разных уровнях (начиная с уровня школьного, районного, городского, республиканского).

Приложение:

См. отчеты о проделанной работе по полугодиям.

Фоторяд о конкурсах.